Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Сущность и виды эксперимента

Страница 1

Эксперимент – это метод сбора фактов в контролируемых и управляемых условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемого явления.

По форме проведения выделяются естественный и лабораторный эксперимент.

Естественный эксперимент предложен Лазурским в 1910г. Он проводится в условиях привычной для испытуемых деятельности. Широко используется в педагогике, т.к. изменяя формы и методы обучения, можно выявить, как они влияют на усвоение материала.

Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях, в том числе для исследования познавательных процессов, а также межличностных отношений.

В педагогике лабораторный эксперимент практически не используется, т.к. существует проблема переноса полученных результатов лабораторных исследований в реальность педагогической практики.

По целям выделяют констатирующий и формирующий эксперимент.

Цель констатирующего эксперимента – измерение наличного опыта развития. Результатом его является тест, и полученные при его помощи данные составляют основу эксперимента.

Формирующий эксперимент направлен на активное преобразование и развитие тех или иных сторон психики испытуемого. Благодаря эксперименту появляется возможность не только выявлять качественные особенности психики, но и целенаправленно влиять на их формирование.

Метод педагогического эксперимента относится к группе эмпирических методов педагогики. Эксперимент предполагает преднамеренное внесение нового в педагогический процесс и выступает в трех основных качествах:

Как синоним педагогического исследования (например, школа Сухомлинского, в которой не было наказаний);

Как метод исследования, включающий целый ряд частных методик, теоретических и практических этапов;

Как педагогический поиск, выращивание новой практики образования в ходе ее преобразования.

Педагогический эксперимент должен соответствовать определенным требованиям:

Внесение в педагогический процесс принципиально нового с целью получения определенного результата;

Обеспечение условий, позволяющих выявить связи между воздействием и его результатом;

Полный документальный учет, показывающий начальное состояние педагогического процесса и результатов экспериментальной работы;

Эксперимент должен быть доказателен, обеспечивать достоверность выводов.

По различным основаниям можно предложить несколько классификаций видов эксперимента:

По цели:

дидактический (обучающий)

воспитательный

частно-методический

управленческий

комплексный (объединяет в себе несколько целей)

смежный (психолого-педагогический, социально-педагогический, медико-педагогический, педо-экономический и т.д.)

По масштабности:

индивидуальный

групповой

крупномасштабный

массовый

выборочный

По времени:

кратковременный (в течение одного урока)

средней длительности (в течение изучения одной темы)

длительный (в течение года и даже нескольких)

Различают также следующие типы эксперимента:

По цели:

констатирующий (наличие или отсутствие чего-либо)

созидательный (создание нового)

контрольный

проверочный

повторный

По характеру:

линейный (сравнивают то, что было в начале эксперимента, с тем, что стало в конце)

сравнительный (сравнивают две группы: контрольную и опытную)

перекрестный (меняют контрольную и опытную группы между собой)

В эксперименте выделяют две составляющих: независимую переменную (то, что вносит сам экспериментатор) и зависимую переменную (тот результат, который образуется с появлением нововведений).

Этапы проведения эксперимента:

1.Диагностический этап:

изучение теоретического материала по проблеме

ознакомление с передовым опытом, поиск неизученного в изменениях ситуации проблемы

2.Прогностический этап:

уточнение формулирования проблемы, темы, цели и задач исследования.

выдвижение гипотезы на основе формулирования проблемы через противоречие.

Гипотезы бывают двух видов: излагающая и объяснительная. Излагающая объясняет, почему это произошло. Объяснительная не только видит причины явления, но и влияет на его дальнейший ход. Гипотеза должна одновременно рассматривать только одну проблему и должна быть гипотетична, т.е. содержать возможные варианты решения.

задачи. Задачи должны постепенно раскрывать основные цели исследования. Задачи должны быть лаконичны и не должны полностью дублировать цель.

3.Организационно-подготовительный этап:

мероприятия по согласованию и утверждению эксперимента

формулирование объекта и предмета. Иногда вначале возникает объект и предмет, а затем уже гипотеза.

подготовка методических материалов, исследование инструментария

проведение разведывательного эксперимента

Страницы: 1 2

Это интересно:

Виды агрессии, классификация проявления детской агрессивности
Классифицировать проявления детской агрессивности можно, используя специальные классификации, отражающие возрастные особенности проявлений агрессии. Далее приведены две такие схемы. В основе первой лежат проявления агрессии, второй - механизмы агрессивного поведения. Вариант 1. И.А. Фурманов, основ ...

Особенности методики ознакомления с художественной литературой в разных возрастных группах
Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют д ...

Метод как многомерное явление
История школы свидетельствует о том, что разные периоды её развития цели обучения менялись. В соответствии с изменением целей менялись и методы обучения. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод – сер ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru