Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Полидисциплинарное изучение образования в рамках различных научных подходов

Страница 4

Что касается кейнсианского направления, то его представители за вмешательство государства в образование и его экономику. Они исходят из того, что каждый конкретный человек может не осознавать в полной мере своих личных и общественных интересов и это мешает развитию образования как производственного процесса. Для его поддержания и успешного функционирования рынка образовательных услуг необходимо вмешательство государства.

Оба направления сменяли друг друга в своем влиянии на экономику образования вплоть до 1980—1990-х гг., пока не произошла определенная их интеграция. Вместе с тем и сегодня очевидно, что в отдельных странах в развитии образования господствует фактор экономического и социального «вмешательства» государства (к примеру, в Германии, во Франции), в других (например, в США) в ярко выраженной форме этого не происходит.

Что касается современного отечественного образования, то с точки зрения экономического подхода не вызывает сомнений необходимость изучать формирование рынка образовательных услуг. Как отмечает В.И. Ерошин, «рыночные механизмы в значительной степени оптимизируют распределение ресурсов между производителями об­ильных услуг и тем самым способствуют повышению эффективности использования средств, вкладываемых обществом в образование».

Следовательно, составной частью экономического подхода к образованию является разработка образовательного маркетинга. Именно благодаря ему выявляются потребности в образовательных услугах их потребителей, что, в свою очередь, заставляет конкурировать производителей этих услуг в борьбе за возможность удовлетворить эти потребности. Значит, подлинным хозяином на рынке образовательных услуг становится скорее не их производитель, а потребитель.

Однако смысл экономического подхода к образованию в современном российском (и не только российском) обществе состоит и в том, чтобы показать реальные возможности свободного рынка образовательных услуг, его недостаточную эффективность и необходимость не только ограниченного, сколько органичного вмешательства государства в отраслевую экономику образования. Эта необходимость вызвана наличием у государства определенных экономических ресурсов, ко­торые оно в состоянии направить на реализацию ряда программ разви­тия образования.

Таким образом, цель экономического подхода состоит в том, что­бы показать разумные возможности и рациональные пропорции в со­четании свободного рынка образовательных услуг с механизмами го­сударственного регулирования сферы образования в интересах потребителей этих услуг.

Характеристика образования как сферы взаимодействия (либо столкновения) потребителя и продавца соответствующих услуг, их свободного рынка и механизмов государственного регулирования этой сферы, выявление маркетинговых аспектов образования, свя­занных с изучением общественных и индивидуально-личностных потребностей в нем, означают наличие связи между экономическими социологическим подходами к образованию, которая далее будет раз­вернута шире и подробнее в рамках его социологической трактовки.

Социологический подход к образованию

Теперь обратимся к более детальному содержательному анализу социологического подхода к образованию. Прежде всего он нацелен на определение места и роли образования в общест­ве. Это означает выявление диалектики, взаимодействия, взаимовли­яния образования и различных подсистем общества: экономических, политических, социальных, культурных. Социология обращает вни­мание на взаимосвязи образования с различными общественными структурами, институтами и организациями, с которыми его соединя­ет много общих задач. Социологию волнует эффективность образова­ния, трактуемая в широком социально-экономическом и культурно-нравственном диапазоне.

Образование как социальное явление и процесс, как социальная си­стема, наконец, как социальный институт, являясь элементом общест­ва, испытывает на себе влияние практически всех изменений, происхо­дящих в нем. Это вдвойне справедливо по отношению к образованию в обществе, переживающем глубокие, качественные трансформации. Именно таким, как известно, и оказывается сегодня российское обще­ство. Переходный характер процессов, происходящих в нашей стране, экономические, политические, социальные реформы, связанные с де­мократизацией общества, его движением к доминированию рыночных отношений, не могли не повлиять на социальный институт образова­ния в целом, его конкретные подсистемы в частности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Развитие педагогической антропологии как самостоятельной области знания
Появление этого совершенно непривычного термина не было случайностью. Поиски в сфере народного образования, переосмысление привычных взглядов на воспитание детей представляли значительный интерес для российского общества того времени. Отмена крепостного права ломала многие стереотипы и вызвала к жи ...

Результативность работы МО ОБЖ СОШ №10 в плане подготовки учащихся к современным условиям жизнедеятельности
В рамках проводимого экспериментального исследования роли курса ОБЖ в подготовке учащихся к современным условиям жизнедеятельности на базе МОУ СОШ №10 ст. Придорожной Каневского района в конце 2007-2008 учебного года было проведено анкетирование учащихся 9-11 классов с целью выявить самооценку учащ ...

Организация проблемного обучения
Организация проблемного обучения в практике имеет определенные сложности. Основные трудности, по мнению М.И. Махмутова, связаны с недостаточной разработанностью методики организации проблемного обучения в разных типах учебных заведений, сложностью подготовки учебного материала в виде проблемных поз ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru