Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Формирование ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя

Педагогика и воспитание » Формирование ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя

Страница 8

В связи с этим, согласно гипотезе исследования, нами была разработана и реализована теоретическая модель процесса формирования ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя (схема 1).

Модель включает в себя следующие компоненты: целевой (цель, задачи, закономерности, принципы), субъект-субъектный (классный руководитель, учащиеся, родители, педагогический коллектив школы, общественность), содержательный (направления деятельности классного руководителя, этапы (алгоритм) работы классного руководителя), процессуально-коммуникативный (формы, методы, средства), диагностико-результативный (критерии, показатели, уровни, результат).

Центральным системообразующим компонентом модели является авторская программа воспитательной работы «Культурное наследие земли Чувашской». Ее цель: формирование ценностных ориентаций у подростков на основе воспитывающего потенциала историко-культурного наследия родного края. Программа охватывает различные сферы деятельности, представленные в виде взаимосвязанных блоков (схема 2).

Схема 1

Модель процесса формирования ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя

Схема 2

Блоки программы «Культурное наследие земли Чувашской»

Данные блоки в своей совокупности формируют воспитательную среду класса, в которую с первых же занятий погружаются подростки. Каждый блок конкретизирует цель программы в соответствующих задачах.

Границы воспитательной среды в процессе реализации данной программы значительно расширяются: ее полноправными участниками становятся учащиеся и учителя школы, творческие объединения детей, кружки, спортивные секции, Дома культуры, шефские организации, производственные коллективы, музеи, библиотеки, архивы, исторические памятники города, района, республики.

Для оценки сформированности ценностных ориентаций у подростков, планирования и корректировки воспитательной работы нами были разработаны критерии, показатели, а также уровни сформированности ценностных ориентаций (табл. 1).

Таблица 1

Критерии, показатели и уровни сформированности ценностных ориентаций у подростков

Критерии

Показатели

«5»

«4»

«3»

«2»

когнитивный (знания об общечеловеческих и национальных ценностях)

глубокие знания о ценностях (наличие убеждений)

неполные знания о ценностях (наличие суждений)

поверхностные знания о ценностях

отсутствие знаний о ценностях

эмоциональный (отношение к общечеловеческим и национальным ценностям)

положительное отношение к ценностям

нейтральное отношение к ценностям

индифферентное отношение к ценностям

негативное отношение к ценностям

поведенческий

(опыт ценностно-ориентированного поведения в социуме)

устойчивое нравственное поведения в социуме

относительно устойчивое поведение в социуме

неустойчивое поведение в социуме

проявление отрицательного поведения

уровни сформированности ценностных ориентаций

наивысший

высокий

средний

низкий

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Это интересно:

Воспитание в обеспеченных семьях
Говорить о специфике воспитания в обеспеченных семьях довольно сложно, так как эта тема практически не освещена в литературе, к тому же доля таких семей в современной России очень не значительна. В такой семье имеются средства для организации эффективного воспитания: комфортная среда для ребенка, в ...

Инструменты, приспособления и инвентарь уроков трудового обучения
Программы и методические пособия к урокам трудового обучения учитывают разнообразные условия, в которых работают учителя начальных классов они предполагают на выбор варианты изделий и работ, которые выполнимы в обычных классах, оборудованных столами или партами. Однако это в определенной мере огран ...

Особенности использования дидактических игр при объяснении нового материала
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение между учениками и преподавателем, отдельными учениками, поскольку в процессе ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru