Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Формирование ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя

Педагогика и воспитание » Формирование ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя

Страница 7

Ценностные ориентации представляют собой единство компонентов: когнитивного (знания о предметах, явлениях, процессах, мировоззрение, представление о своей жизни), эмоционального (отношение к миру, своим связям, чувствам) и поведенческого (предрасположенность к тому или иному типу социального поведения).

Система ценностных ориентаций осуществляет следующие функции: мотивационно-побудительную, регулятивную, смыслообразующую, социально-ориентирующую, функции интеграции духовного мира личности, целеполагания, детерминации психических процессов.

Основы формирования базовой структуры ценностных ориентаций закладываются в подростковом возрасте, когда происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, возникает стремление ощутить себя и стать взрослым, возрастает потребность в общении со сверстниками, в самоутверждении и самовыражении (т. е. желание проявить себя в тех качествах личности, которые он считает ценными).

Формирование ценностных ориентаций у подростков нами рассматривается как процесс их приобщения к наиболее значимым общечеловеческим ценностям: Земле, Отечеству, Семье, Труду, Знаниям, Культуре, Миру, Человеку (В.А. Караковский). Система этих ориентиров привлекательна для нас тем, что она содержит возможности для обращения к национальным ценностям, поскольку одним из ведущих в ней выступает понятие «Отечество», а ряд других ценностей позволяют осмыслить их с учетом национальных реалий. Национальное неразрывно связано с общечеловеческим.

Формирование ценностных ориентаций личности подростка предполагает процесс становления его ценностного сознания, основными категориями которого являются нравственный идеал, глубокие убеждения, основы мировоззрения, этические ценности и нормы, моральная мотивация, этическая оценка; идейно-эмоционального отношения к явлениям действительности; способности к саморегуляции, самоопределению, самоутверждению и рефлексии.

Структура процесса формирования ценностных ориентаций представлена тремя направлениями, происходящими в единстве: развитие познавательной, оценочной и деятельностной направленности личности.

Полный цикл формирования ценностных ориентаций включает в себя следующие этапы: предъявление ценностей воспитаннику; осознание ценностных ориентаций личностью, принятие ценностных ориентаций, реализация ценностных ориентаций в деятельности и поведении; закрепление ценностных ориентаций в направленности личности и перевод их в статус качества личности, т. е. в своего рода потенциальное состояние; актуализация потенциальных ценностных ориентаций, заключающихся в качествах личности учителя.

Специфические особенности процесса формирования ценностных ориентаций личности: двусторонность, длительность и непрерывность, концентризм, обеспечение единства педагогических влияний на личность школьника, осуществление воспитательных воздействий как бы исподволь, без назиданий и нравоучений.

Ценностные ориентации формируются и развиваются в процессе социализации под влиянием различных факторов: общественных отношений, родного языка, культуры, образования, социального окружения и т. п. Ведущую роль в формировании ценностных ориентаций у подростков в общеобразовательной школе играет классный руководитель.

Изучение деятельности 134 классных руководителей общеобразовательных школ показало, что многие из них испытывают трудности в формировании ценностных ориентаций у учащихся: не обладают достаточными теоретическими и методическими знаниями, аналитическими, прогностическими, проектировочными, организационными, информационными, коммуникативными, перцептивными, диагностическими, рефлексивными, прикладными умениями. Из числа обследованных классных руководителей 39% имеют репродуктивный, 44% - технологический и лишь 17% - творческий уровни готовности к формированию ценностных ориентаций у подростков.

Полученные данные реально отражают состояние исследуемой нами проблемы и подтверждают наличие противоречия между возрастающими требованиями общества к формированию ценностных ориентаций у подростков и недостаточной теоретической и методической разработанностью ее решения в деятельности классных руководителей.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Это интересно:

Взаимосвязь домашнего задания с изучением нового материала
Повышение качества знаний учащихся во многом определяется тем, как поставлена их домашняя работа. В книге И.Ф. Харламова "Как активизировать учение школьников" горится, что задача повышения эффективности обучения и интенсификации учебного труда школьников может быть успешно решена только ...

Опыт работы социального педагога с детьми из неполных семей
Задачи этого параграфа: Проанализировать опыт работы социального педагога с детьми младшего школьного возраста из неполных семей в общеобразовательном учреждение на зарубежном уровне. Проанализировать опыт работы социального педагога с детьми младшего школьного возраста из неполных семей в общеобра ...

Понятие и сущность учебной мотивации
Любая деятельность, в том числе и учебная, состоит из трёх частей: ориентировочно-мотивационной, операционально-исполнительской и рефлексивно-оценочной. Первая из названых частей, т. е. мотив, всегда рассматривается как основа деятельности; отсутствие её превращает деятельность в хаотическое скопле ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru