Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Формирование ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя

Педагогика и воспитание » Формирование ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя

Страница 5

Апробация результатов исследования осуществлялась путем внедрения разработанного учебно-методического комплекса в педагогический процесс школ г. Цивильска и Цивильского района Чувашской Республики, школ №№ 10, 39, частного образовательного учреждения «Центр «Интеллект» г. Чебоксары; в ходе обсуждений материалов исследования на семинарах классных руководителей и методологических семинарах аспирантов и докторантов кафедры педагогики ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, на заседаниях педагогических советов опытно-экспериментальных школ, выступлений на всероссийских и республиканских научно-практических конференциях и семинарах, посвященных современным проблемам воспитания учащейся молодежи и проводившихся в Белгороде, Москве, Уфе, Казани, Чебоксарах, Нижнем Новгороде, Санкт – Петербурге в период с 2002 по 2008 г. Результаты исследования отражены в 2 учебно-методических пособиях, 1 монографии, 28 статьях, опубликованных в сборниках научных трудов и научно-методических журналах, в том числе в ведущем рецензируемом научном журнале «Образование и саморазвитие» (выпуск № 4, 2007).

Общий объем публикаций составляет 40,0 п. л.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Ценностные ориентации представляют собой сложное, относительно устойчивое новообразование в психологической структуре личности подростка, определяющее его сознание, направленность, систему ценностных установок, ценностное отношение к значимым сферам окружающей жизни, выступающее побудителем деятельности и поведения в соответствии с имеющейся в обществе системой ценностей.

2. Формирование ценностных ориентаций у подростков есть целенаправленно организованный процесс их приобщения к общечеловеческим и национальным ценностям, которые охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют основу воспитания.

3. Критериями и показателями сформированности ценностных ориентаций у подростков, позволяющими отслеживать динамику уровней и результативность формирования ценностных ориентаций, являются:

а) когнитивный критерий, отражающий знания об общечеловеческих и национальных ценностях (показатели: глубокие, неполные, поверхностные, отсутствие знаний);

б) эмоциональный критерий, отражающий отношение к общечеловеческим и национальным ценностям (показатели: положительное, нейтральное, индифферентное, негативное отношение);

в) поведенческий, отражающий опыт ценностно-ориентированного поведения, способность подростка производить самооценку, самоконтроль с позиции общечеловеческих и национальных ценностей (показатели: устойчивое, относительно устойчивое, неустойчивое, отрицательное поведение).

4. Эффективность формирования ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя обеспечивается при соблюдении теоретически обоснованных и экспериментально проверенных педагогических условий:

- организации воспитательного процесса на основе научно обоснованной модели формирования ценностных ориентаций, включающей в себя следующие компоненты: целевой, субъект-субъектный, содержательный, процессуально-коммуникативный, результативный;

- обеспечении повышения теоретического и методического уровней готовности классных руководителей к приобщению подростков к общечеловеческим и национальным ценностям путем внедрения авторской программы «Деятельность классного руководителя по формированию ценностных ориентаций у подростков»;

- оказании комплексного педагогического воздействия на когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты структуры ценностных ориентаций подростков в процессе реализации авторской программы воспитания «Культурное наследие земли Чувашской»;

- создании высокого нравственного, социально-психологического климата в классе, способствующего через самодеятельность и творчество участников коллективной жизнедеятельности организации действий и поступков, которые закрепляют опыт ответственного отношения к общечеловеческим и национальным ценностям;

- обеспечении интеграции воспитательных сил школы, семьи, общественности, учреждений культуры и производственных коллективов;

- осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанникам в процессе поэтапного формирования у них ценностных ориентаций.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Это интересно:

Реализация принципа проектирования познавательной среды в системе дополнительного образования в условиях модернизации деятельности
Необходимость модернизации системы дополнительного образования, которая cтала осознаваться педагогическим сообществом с середины 90-х годов, обусловлена комплексом социальных и педагогических факторов. К ряду социальных факторов относятся: диверсификация образования - возникновение образовательных ...

Метод как многомерное явление
История школы свидетельствует о том, что разные периоды её развития цели обучения менялись. В соответствии с изменением целей менялись и методы обучения. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод – сер ...

Сопоставительный анализ результатов констатирующего и формирующего этапов эксперимента
После завершения основного (формирующего) этапа эксперимента проведен контрольный срез. Детям было предложены, тестовые задание по теме «Имя существительное».Тестовые задания были выполнены быстро и правильно у большинства учащихся.Любой ответ предполагал оценку «верно, неверно».Каждый ответ имел о ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru