Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Формирование ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя

Педагогика и воспитание » Формирование ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя

Страница 12

Прим.: G - показатель абсолютного прироста, который означает разность начального и конечного уровня развития рассматриваемого критерия (показателя): (П(кон) – конечное значение показателя; П(нач) – начальное значение показателя.

Как видно из приведенной табл. 4, в экспериментальных классах изменения уровней сформированности ценностных ориентаций более значительны, чем в контрольном. Так, на 21-22% увеличилось количество подростков экспериментальных классов с наивысшем уровнем сформированности ценностных ориентаций против 4% соответственно в контрольном; в среднем на 23% уменьшилось количество подростков экспериментальных классов с низким уровнем сформированности ценностных ориентаций, в то время как в контрольном классе на 12%.

Соотношение количества учащихся экспериментальных и контрольного классов, имеющих низкий, средний, высокий и наивысший уровни сформированности ценностных ориентаций, свидетельствует об эффективности выделенных и реализованных нами педагогических условий.

В результате проведенной работы нами были:

1. Уточнены сущностные характеристики ценностных ориентаций у подростков. Ценностные ориентации представляют собой сложное, относительно устойчивое новообразование в психологической структуре личности подростка, определяющее его сознание, направленность, систему ценностных установок, ценностное отношение к значимым сферам окружающей жизни, выступающее побудителем деятельности и поведения в соответствии с имеющейся в обществе системой ценностей. Формирование ценностных ориентаций у подростков есть целенаправленно организованный процесс их приобщения к общечеловеческим и национальным ценностям, которые охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют основу воспитания.

2. Выявлены типичные трудности современных классных руководителей в работе по формированию ценностных ориентаций у подростков. Таковыми являются: недостаточная теоретическая и методическая готовность к организации этого процесса, несформированность педагогических умений: аналитических, прогностических, проектировочных, организационных, информационных, коммуникативных, перцептивных, диагностических, рефлексивных, прикладных.

3. Определены критерии и показатели сформированности ценностных ориентаций у подростков, позволяющие отслеживать динамику уровней и результативность формирования ценностных ориентаций:

а) когнитивный критерий, отражающий знания об общечеловеческих и национальных ценностях (показатели: глубокие, неполные, поверхностные, отсутствие знаний);

б) эмоциональный критерий, отражающий отношение к общечеловеческим и национальным ценностям (показатели: положительное, нейтральное, индифферентное, негативное отношение);

в) поведенческий, отражающий опыт ценностно-ориентированного поведения, способность подростка производить самооценку, самоконтроль с позиции общечеловеческих и национальных ценностей (показатели: устойчивое, относительно устойчивое, неустойчивое, отрицательное поведение).

В соответствии с критериями и показателями разработаны уровни сформированности ценностных ориентаций у подростков (наивысший, высокий, средний, низкий).

4. Выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя:

- организация воспитательного процесса на основе научно обоснованной модели формирования ценностных ориентаций, включающей ценностно-целевой, субъект-субъектный, содержательный, процессуально-коммуникативный, диагностико-результативный компоненты. При этом система ценностей понимается в соотношении с духовным бытием человека как диалоговое взаимодействие его с окружающим миром, другими людьми и самим собой (становление субъекта культуры), а педагогическая деятельность классного руководителя как социокультурный межсубъектный диалог;

- обеспечение повышения теоретического и методического уровней готовности классных руководителей к приобщению подростков к общечеловеческим и национальным ценностям путем внедрения авторской программы «Деятельность классного руководителя по формированию ценностных ориентаций у подростков»;

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13

Это интересно:

Особенности речевого развития младших школьников с нарушением интеллекта
Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельности ребенка. В советской и зарубежной специальной литературе широко предст ...

Орфографическая зоркость как орфографическое умение, ее сущность
Орфографическая зоркость - это способность обнаруживать орфограммы, то есть умение ставить орфографические задачи. По мнению Львова М.Р., способность обнаруживать орфограммы является важнейшим орфографическим умением. Лингвисты, психологи, методисты подчеркивают зависимость результатов обучения орф ...

Характеристика информационной компетенции при изучении общебиологического материала
Главной целью биологического образования является формирование у учащихся целостного представления о живом мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности. Исходя из этого целями обучения биологии являются следующие: Овладение умениями применять биологические зн ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru