Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Влияние оценочной деятельности на формирование учебно-познавательной мотивации

Страница 18

Исследования ученых по проблеме взаимоотношения мотивов и деятельности показывают, что мотивы являются внутренней детерминацией деятельности, ее побудительным компонентом. Компоненты структуры возможной мотивации любой человеческой деятельности могут быть выделены по разным основаниям.

Нами были рассмотрены различные системы оценивания в историческом аспекте с целью выявления наиболее рационального способа оценивания в современных условиях, также мы проанализировали различные стили общения учителя с учениками. Мы пришли к выводу, что наиболее рациональным является безотметочное обучение в сочетании личностно-ориентированным подходом учителя к учащимся. В своём решении мы руководствовались Письмом Минобразования РФ от 25.09.2000г. с дополнением от 20.04.2001г. "Об организации обучения в первом классе", где указано, что "в первом классе … исключается система балльного (отметочного) оценивания. Не допускается также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку… Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Нельзя при неправильном ответе ученика говорить "не думал", "не старался", лучше обходиться репликами "ты так думаешь", "это твоё мнение", "давай послушаем других"…" Кроме того, указано, что "никакому оцениванию не подлежит темп работы ученика". На основе всего выше сказанного мы предложили свою безотметочною систему обучения в 1 классе, посредством которой у первоклассников формируется положительная учебно-познавательная мотивация.

При проведении педагогического исследования мы стремились сформировать внутренние мотивы учения, т.е. мотивы, направленные на процесс деятельности (учения): процессуальные - интерес к процессу деятельности, результативные - интерес к результату деятельности (в том числе познавательный интерес), мотивы саморазвития (ради развития каких-либо качеств, способностей).

Анализ результатов педагогического эксперимента показал, что на формирование учебно-познавательной мотивации первоклассников значительное влияние оказывает характер оценочной деятельности учителя. Выявлено, что отметочная деятельность учителя при авторитарном стиле общения педагога подавляет учащихся, вызывает у них негативное отношение к познавательной деятельности, создаёт напряженную психологическую атмосферу в классе. Формирование положительной учебно-познавательной мотивации будет успешным, если:

а) учитель использует демократический стиль общения с личностно-ориентированным подходом к учащимся (учёт индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, учёт индивидуальной реакции учащихся на ситуацию оценивания, использование активности учащихся для развития их познавательной активности, создание положительного психологического климата в классе);

б) учитель в процессе обучения обеспечивает ребёнку возможность быть успешным в его познавательной деятельности (учитель помогает учащемуся самому найти и исправить ошибку, учит первоклассников оценивать деятельность и её результат, позволяет учащимся быть активными на уроке);

в) строго соблюдаются положения из Письма Минобразования РФ от 25.09.2000г. "Об организации обучения";

г) учитель реализует оценочную деятельность через объяснение ребёнку требований к учебно-познавательной деятельности (постепенно вводит критерии оценивания: сходство с образцом, соблюдение правил, качество).

Обобщая выше сказанное, делаем выводы:

Безотметочная система обучения требует от педагога терпения и психологической подготовки, а также строгого соблюдения всех указанных выше приёмов. Безотметочное обучение не будет эффективно без личностно-ориентированного подхода к детям.

Страницы: 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

Это интересно:

Правила, определяющие последовательность проблемных ситуаций
Правило первое. Чтобы обеспечить проблемное усвоение более или менее сложной системы знаний и действий, необходимо создать последовательную систему проблемных ситуаций. При этом в каждой проблемной ситуации в качестве неизвестного выступает одно усваиваемое отношение, принцип действия или существен ...

Формы, методы и средства нравственно-этического воспитания
Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют как способ организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного процесса в самом общем виде отр ...

Целевое назначение и задачи методической службы
Методическая служба учреждения дополнительного образования детей — объединение специалистов, занимающихся методической деятельностью. К ним относятся заместители директора по научно-методической, программно-методической и учебно-воспитательной деятельности, методисты по направлениям деятельности, з ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru