Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Влияние оценочной деятельности на формирование учебно-познавательной мотивации

Страница 17

К концу учебного года уровень учебно-познавательной мотивации снизился в обеих группах. Результаты исследования показали, что активность учащихся экспериментальной группы возросла, учащиеся с негативной реакцией на неудачу научились сдерживать эмоции и принимать такую ситуацию как возможность повторить материал или переделать задание по-другому. Учащиеся контрольной группы беспрекословно выполняют задания учителя, их активность сильно подавлена учителем, негативные эмоции учащиеся выплёскивают на переменах (дерутся, ругаются, толкаются, невежливы друг к другу, часто жалуются учителю), у девочек наблюдается черта услужливости учителю. Несмотря на то, что в конце года у учащихся уровень учебно-познавательной мотивации упал, мы видим, что безотметочная система оценивания в экспериментальной группе (т.е. соблюдение рекомендаций Министерства образования) в целом благоприятно влияет на процесс формирования учебно-познавательной мотивации первоклассников.

Таким образом, мы выявили, что учебно-познавательная мотивация зависит от стиля общения учителя с учениками и от типа оценивания. Авторитарный стиль подавляет учащихся, держит их в напряжении. Отметочная деятельность становится мотивом учения. Авторитарный стиль и отметочная деятельность вместе отрицательно сказываются на уровне учебно-познавательной мотивации, делает учащихся зависимыми от педагога и в контроле и в познании. Личностно-ориентированный подход и демократический стиль общения делают учащихся активными, свободными в своих действиях, нацеленными на познание. Безотметочная система не дезорганизует учащихся, она делает их активными участниками процесса оценивания, так как в жизни детям часто приходится сталкиваться с оцениванием, учащиеся учатся самоконтролю и взаимоконтролю. Вместе личностно-ориентированный стиль и безотметочная система делают обучение в форме содружества, где учитель помогает учащимся, а учащиеся - учителю. У учащихся формируется познавательный мотив, они более самостоятельны в выборе решения.

В теоретической части мы рассмотрели учебно-познавательную мотивацию младшего школьника и оценочную деятельность учителя, их взаимоотношение. Теоретическая часть базируется на исследованиях А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Ш.А. Амонашвили и др.

Анализ литературных источников показал, что понятие "мотив" является основным в исследованиях мотивационной сферы субъекта, базовые понятия "мотив" и "мотивация" используются в разных смыслах. Мы принимаем точку зрения Л.И. Божович, согласно которой в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания, т.е. всё то, в чём нашла воплощение потребность. Это определение мотива объединяет в единое целое энергетическую, динамическую и содержательную его стороны. Обобщая определения мотивации, её можно рассматривать:

1) как целенаправленное побуждение,

2) как процесс побуждения, реализация в действии и в поведении потребности, влечения, эмоции, инстинкта,

3) как внутреннюю причину действия и поведения человека. Анализ литературы показал также, что на сегодняшний момент нет единой общепринятой классификации мотивов, мы выявили, что мотивация, как и мотивы, бывает внутренней и внешней. Кроме того, при определении учебно-познавательной мотивации важную роль играют знаемые и осознаваемые. Учебно-познавательная мотивация бывает положительной и отрицательной. Тип личности, мотив и мотивация ее поведения в основном зависят: от объема (количества) сфер жизнедеятельности, в которые она включена, и от характера соотношения сфер жизнедеятельности личности (т.е. от того вида деятельности, который является главным в ее жизни или который она считает главным); от степени включения индивида в сферы его жизнедеятельности с точки зрения полноты реализации им социальных функций личности. Изменение и расширение круга деятельности способствуют развитию мотивов. Мотив определяет деятельность, осуществляемую человеком. Теоретическое понимание процесса возникновения и усиления мотивации основано на знании и учете всего набора потребностей и организации условий по удовлетворению этих потребностей. Механизмами развития учебно-познавательной мотивации у детей являются: подражание, механизм "сверху вниз" и механизм "снизу вверх". В формировании и развитии мотивации любой деятельности оказывают влияние эмоции и чувства. В педагогическом аспекте важно в первую очередь проследить, как можно через деятельность влиять на формирование мотивации. Для этого необходимо учитывать своеобразие проявления мотивации в учебной деятельности младших школьников. Осуществление активного учения требует также от ученика умений проверить себя, оценить, т.е. выполнения действий самоконтроля и самооценки. Контроль, оценка и учет учебной работы учащихся производятся как по ее ходу, начиная с самого ее начала и до конца, так и в форме указанного контрольно-оценочного этапа.

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

Это интересно:

Сущность и значение контроля
Важнейшей особенностью человека является способность овладеть общественно историческим опытом, накопленным за всю историю существования предшествующих поколений. Каждое новое поколение застает достигнутый уровень производственных сил, объем знаний, умений, навыков. Вопросы контроля обученности учащ ...

История развития начального и среднего образования
В период средневековья из системы ученичества в Европе зародились цеховые и гильдейские школы, а также школы счёта для детей торговцев и ремесленников, в которых обучение велось на родном языке. В это же время появились городские школы для мальчиков и девочек, где преподавание велось как на родном, ...

Разработка метода проектов
Роль учителя при выполнении проекта. Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников воп ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru