Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
В настоящее время возрастает число беспризорных детей, детей регулярно не посещающих школу. В школе часто нарушено отношение между учениками и учителями, доминирует методика и практика обучения, сложившаяся в течение ряда десятилетий. Распространённой причиной нежелания учиться является низкий или отрицательный уровень учебно-познавательной мотивации. Традиционная методика включает в себя пятибалльную оценочную систему, по которой определяется уровень знаний, умений и навыков ученика. В школьной практике уже в первой четверти 1 класса ставятся символы, заменяющие отметки (тучки, флажки, рожицы и т.д.), а в некоторых школах цифровая отметка появляется уже во второй четверти 1 класса. Это приводит к нарушению психического равновесия ребенка, расстройствам, неврозам; конфликтному поведению в сфере "учитель - ученик". В законе РФ "Об образовании" от 1999г. в статье 15 "Общие требования к организации учебного процесса" в п.6 указано, что "дисциплина в учебном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся. Применение физического и психического насилия к обучающимся и воспитанникам не допускается". Наша работа направлена на выявление влияния оценочной деятельности учителя и его стиля общения с учениками на уровень учебно-познавательной мотивации.
Проблема мотивации изучалась такими исследователями, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, А. Маслоу, К. Роджерс и др., которые раскрыли содержание таких понятий, как "мотив", "мотивация", "мотивационная сфера", определили механизмы развития мотивации и предложили классификацию мотивов.
Исследованиями в области оценочной деятельности занимались К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинский и др. Эти исследователи выявили особенности восприятия учащимися оценочной деятельности учителя, предложили свои формы безотметочного обучения.
Проблема: каково влияние различных типов оценочной деятельности учителя на формирование учебно-познавательной мотивации первоклассников.
Цель: теоретическое и практическое обоснование параметров оценочной деятельности учителя, способствующей формированию учебно-познавательной мотивации первоклассников.
Объект: учебно-познавательная мотивация первоклассников.
Предмет: процесс формирования положительной учебно-познавательной мотивации первоклассников средствами оценочной деятельности учителя.
Гипотеза:
1) на формирование учебно-познавательной мотивации первоклассников значительное влияние оказывает характер оценочной деятельности учителя;
2) формирование положительной учебно-познавательной мотивации будет успешным, если:
а) учитель использует личностно-ориентированный подход и демократический стиль общения;
б) учитель в процессе обучения обеспечивает ребёнку возможность быть успешным в его познавательной деятельности;
в) строго соблюдаются положения из Письма Минобразования РФ от 25.09.2000г. "Об организации обучения;
г) учитель реализует оценочную деятельность через объяснение ребёнку требований к учебно-познавательной деятельности.
Задачи:
Изучить на материале литературных источников механизмы развития учебно-познавательной мотивации, системы оценивания учебной деятельности и влияние оценивания на учебно-познавательную мотивацию.
Изучить особенности формирования учебно-познавательной мотивации младших школьников при различных подходах к системе оценивания.
Изучить эффективность использования в учебном процессе безотметочной системы оценивания.
Методы исследования:
Анализ психолого-педагогической литературы.
Наблюдение за внешними параметрами учебной деятельности учащихся, стилем общения учителей и их способом оценивания учащихся.
Интервьюирование учащихся.
Метод оценки учебно-познавательной мотивации.
Педагогический эксперимент.
Метод математической статистики.
Это интересно:
Особенности профессионального самоопределения
На современном этапе переосмысливания жизненных ценностей, а также запроса общества на «нужные» и востребованные профессии возникает проблема профессионального самоопределения молодого человека, уже поступившего в высшее учебное заведение и выбравшего определённую специальность. Совпадает ли выбран ...
Роль агрессии в развитии личности
И.А. Фурманов делит агрессивное поведение детей на две формы: А. Социализированная Дети обычно не имеют психических нарушений, у них низкий моральный и волевой уровень регуляции поведения, нравственная нестабильность, игнорирование социальных норм, слабый самоконтроль. Они обычно используют агресси ...
Специфика учебной мотивации студента
На формирование учебной мотивации студента вуза ведущую роль оказывает влияние наличие следующих факторов, которые можно систематизировать по двум группам: 1. Социально-психологические факторы: макросредовые (общегосударственные, регионально-этнические), микросредовые (факторы семьи, Вуза, обществе ...