Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Для отслеживания эффективности учебного процесса в РО наряду с умениями и навыками необходимо отслеживать и развитие ребенка. Однако, как отмечает В.В. Давыдов, результаты, полученные на внеучебном материале при помощи обычных психологических диагностик, ограничивают возможности их использования в сфере предметно-содержательного знания. Диагностик на непредметном материале недостаточно для оценки эффективности учебного процесса, т.к. нужно знать не просто уровень мышления ученика, а каково его мышление по отношению к конкретному содержанию обучения. Поэтому необходима и активно ведется разработка предметных диагностик, определяющих сформированность математических понятий.
Отметим также, что для начальной школы существуют не только предметные и методические разработки, но и создана диагностическая база. В отличие от нее, среднее звено не обеспечено пока ни методически, ни в смысле диагностического сопровождения. Поэтому разработка и исследования данной дипломной работы направлены на подростковый возраст.
“Оперирование образами” является одним из компонентов системного мышления. Для успешного осуществления учебной деятельности подросток должен мыслить системно, т.е. анализировать объект как систему связанных элементов и выделять общий принцип построения этой системы, после чего конструировать на основе выделенного принципа новую систему элементов. Однако, как отмечалось выше, авторами РО ведется активная разработка предметных диагностик, определяющих уровень сформированности различных компонентов мышления, но никто из разработчиков не изучал компонент “оперирование образами”, привлекая предметный, т.е. математический материал.
Р. Атаханов утверждает, что мышление функционирует, имея в своей основе некоторое конкретное предметное содержание. При работе с математическим материалом выполнение мыслительных действий приобретает определенную специфику. Это еще раз подтверждает необходимость изучения компонента “оперирование образами” на математическом материале.
Поэтому цель данной работы - разработка предметной диагностики “оперирование образами” на математическом материале.
Объект исследования – задачный материал.
Предмет исследования - свойства данного задачного математического материала, позволяющие использовать его для построения предметной диагностики “оперирование образами”.
Для достижения указанной цели решались следующие задачи:
1) изучение системного и теоретического мышления;
2) анализ имеющихся предметных диагностик;
3) построение системы диагностических заданий.
Решению первых двух задач посвящена первая глава дипломной работы, в которой проведен анализ литературы.
Глава 2 посвящена разработке диагностики “оперирование образами” на геометрическом материале.
Одним из результатов является выявление двух назначений диагностики “оперирование образами” на геометрическом материале:
1) определение ориентации на путь решения посредством “оперирования образами”;
2) определение сформированности компонента системного мышления “оперирование образами”.
Другим важным результатом является обнаружение действий, помимо предложенных Н.И. Поливановой и И.В. Ривиной, которые можно производить с геометрическим материалом:
- поворот (движение) образов;
- преобразование структуры образа;
- построение образа объекта (узнавание).
Как результат появилась гипотеза, что ребенок при владении двумя способами решения задания (один из которых оперирование образами) при усложнении фигуры меняет ориентацию на путь решения и начинает поэлементное сравнение, т.е. не может построить новый образ.
Это интересно:
Стили воспитания и ошибки, влияющие на формирование подросткового
эгоцентризма
Семья – это чаще всего скрытый от внешнего наблюдения мир сложных взаимоотношений, традиций и правил, которые в той или иной степени сказываются на особенностях личности ее членов, и в первую очередь детей. Тем не менее, существует ряд объективных социальных факторов, которые, так или иначе, сказыв ...
Значение и сущность игры в дошкольном возрасте
Многие исследователи детских игр отмечают силу и подлинность чувств, переживаемых ребенком в игре. Эти чувства богаты и разнообразны. В творческих ролевых играх дети переживают чувства, связанные с выполняемыми ролями: заботу, теплоту, нежность мамы, ответственность шофера или доктора и т. д. В к ...
Возрастные особенности в проявлении
агрессивности детей младшего школьного возраста и способы борьбы с ней
Агрессия детей младшего школьного возраста проявляется в том, что маленький ребенок, находясь в группе сверстников старается стать в этой среде популярным или авторитетным. Этим он удовлетворяет свое желание быть признанным и защищенным, пользоваться вниманием. Коммуникативные навыки в этом возраст ...