Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Диагностики “оперирование образами” на геометрическом материале детей 10-13 лет

Педагогика и воспитание » Разработка диагностики "Оперирование образами" детей 10-13 лет на математическом материале » Диагностики “оперирование образами” на геометрическом материале детей 10-13 лет

Страница 1

Цель: определить ориентацию ребенка на путь решения посредством оперирования образами при решении задачи нахождения такой же геометрической фигуры (сравнения геометрических объектов).

Необходимое оборудование: бланки с заданиями, образец – посредник.

Описание задачного материала.

Задания (см. приложение 3): найти среди представленных фигур ту, которая соответствует образцу.

Задание 1 предполагает два пути решения, один из которых – решение с помощью оперирования образами.

Задания 2 и 3 предполагают один путь решения. Задание 2 – с помощью оперирования образами, задание 3 – иной путь решения.

Методика проведения диагностики.

Испытуемому предлагаются бланки с заданиями (поочерёдно, начиная с первого). Каждый последующий бланк предлагается после того, как испытуемый выполнит задание предыдущего бланка.

Экспериментатор наблюдает и протоколирует ход выполнения задания испытуемым. В ходе наблюдения экспериментатор задаёт вопросы:

- Как ты нашёл фигуру?

- Что ты делал, чтобы найти её?

- Как проверить, что это та самая фигура?

В первом и во втором заданиях испытуемому вместе с бланком задания предлагается образец – посредник. Экспериментатор говорит: “ Ты можешь использовать этот предмет для выполнения задания”. ( как именно, ребенку не объясняется)

Обработка результатов и выводы.

В заданиях 2 и 3 учитывается правильный ответ; в задании 1 – анализируется действие ребенка и его ответы на вопросы экспериментатора.

Можно говорить, что ребенок ориентирован на путь решения с помощью оперирования геометрическими образами, если он:

1) выполняет правильно задание 3 (что указывает на владение им и другим способом решения);

2) выполняя задание 1, использует образец – посредник; на вопросы экспериментатора “Что ты делал?”, “Как ты нашел фигуру?” можно услышать ответы типа “Повернул образец”, “Представил образец в другом положении”.

Если, выполняя задание 1, ребенок выбирает путь решения, не связанный с оперированием образами, то

1) при правильном выполнении задания 2 это указывает на то, что ребенок не ориентирован на решение с помощью оперирования образами;

2) при неправильном выполнении задания 2 это указывает на то, что у ребенка нет способности оперировать образами.

Если, выполняя задание 1, ребенок выбирает путь решения с помощью оперирования образами, решает правильно задание 2, но неправильно задание 3, то это говорит о том, что кроме рассматриваемого умения он ни чем воспользоваться не может.

Диагностика 2.

Цель: определить уровень сформированности у ребенка двух действий: движение образов, преобразование структуры объекта.

Необходимое оборудование: бланки с заданиями.

Задание: найти среди представленных фигур ту, которая соответствует образцу (см. приложение 3).

Задания отличаются формой фигур и действиями, которые необходимо с ними произвести.

Методика проведения диагностики.

Методика начинается с предварительного задания, в котором экспериментатор выводит ребенка в ситуацию и объясняет смысл и способ движения объектов и преобразование структуры объектов. Экспериментатор берет треугольник, кладет его на стол и показывает в действиях, как его можно поворачивать и двигать. Чтобы показать преобразование структуры объекта с сохранением формы, взрослый кладет на стол два подобных данному треугольника, один из которых меньше, а другой больше данного.

Следует добиться полного понимания ребенком процедуры поворотов, движения геометрических фигур и преобразования структуры объектов. Когда экспериментатор убедится в том, что эти действия ребенком освоены, он переходит к основной части диагностики.

Испытуемому предлагаются бланки с заданиями (поочерёдно, начиная с первого). Каждый последующий бланк предлагается после того, как испытуемый выполнит задание предыдущего бланка.

Экспериментатор наблюдает и протоколирует ход выполнения задания испытуемым. В ходе наблюдения экспериментатор задаёт вопросы:

Страницы: 1 2

Это интересно:

Психологические особенности формирования связной речи у детей дошкольного возраста
Психологическая природа связной речи, проблемы ее становления и развития рассматриваются в многочисленных психологических исследованиях (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.М. Леушина, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин, и др.). Под связной ...

Опытно-экспериментальная работа творческого саморазвития учащихся "Миасский машиностроительный колледж" на уроках информатики в образовательном процессе СПО
В современном постоянно меняющемся, динамическом мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям и навыкам (некоторые из них могут оказаться вообще невостребованными в дальнейшем), а личность учащегося как будущего активного деятеля, его личные качества и талант ...

Многообразие структур уроков предполагает разнообразие и их типов
Общепринятой классификации уроков в современной дидактике нет. Это объясняется целым рядом обстоятельств, но, прежде всего сложностью и многосторонностью процесса взаимодействия учителя и учащихся, протекающего на уроке. Наиболее разработанной и используемой на практике является классификация, пред ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru