Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Диагностики “оперирование образами” на геометрическом материале детей 10-13 лет

Педагогика и воспитание » Разработка диагностики "Оперирование образами" детей 10-13 лет на математическом материале » Диагностики “оперирование образами” на геометрическом материале детей 10-13 лет

Страница 1

Цель: определить ориентацию ребенка на путь решения посредством оперирования образами при решении задачи нахождения такой же геометрической фигуры (сравнения геометрических объектов).

Необходимое оборудование: бланки с заданиями, образец – посредник.

Описание задачного материала.

Задания (см. приложение 3): найти среди представленных фигур ту, которая соответствует образцу.

Задание 1 предполагает два пути решения, один из которых – решение с помощью оперирования образами.

Задания 2 и 3 предполагают один путь решения. Задание 2 – с помощью оперирования образами, задание 3 – иной путь решения.

Методика проведения диагностики.

Испытуемому предлагаются бланки с заданиями (поочерёдно, начиная с первого). Каждый последующий бланк предлагается после того, как испытуемый выполнит задание предыдущего бланка.

Экспериментатор наблюдает и протоколирует ход выполнения задания испытуемым. В ходе наблюдения экспериментатор задаёт вопросы:

- Как ты нашёл фигуру?

- Что ты делал, чтобы найти её?

- Как проверить, что это та самая фигура?

В первом и во втором заданиях испытуемому вместе с бланком задания предлагается образец – посредник. Экспериментатор говорит: “ Ты можешь использовать этот предмет для выполнения задания”. ( как именно, ребенку не объясняется)

Обработка результатов и выводы.

В заданиях 2 и 3 учитывается правильный ответ; в задании 1 – анализируется действие ребенка и его ответы на вопросы экспериментатора.

Можно говорить, что ребенок ориентирован на путь решения с помощью оперирования геометрическими образами, если он:

1) выполняет правильно задание 3 (что указывает на владение им и другим способом решения);

2) выполняя задание 1, использует образец – посредник; на вопросы экспериментатора “Что ты делал?”, “Как ты нашел фигуру?” можно услышать ответы типа “Повернул образец”, “Представил образец в другом положении”.

Если, выполняя задание 1, ребенок выбирает путь решения, не связанный с оперированием образами, то

1) при правильном выполнении задания 2 это указывает на то, что ребенок не ориентирован на решение с помощью оперирования образами;

2) при неправильном выполнении задания 2 это указывает на то, что у ребенка нет способности оперировать образами.

Если, выполняя задание 1, ребенок выбирает путь решения с помощью оперирования образами, решает правильно задание 2, но неправильно задание 3, то это говорит о том, что кроме рассматриваемого умения он ни чем воспользоваться не может.

Диагностика 2.

Цель: определить уровень сформированности у ребенка двух действий: движение образов, преобразование структуры объекта.

Необходимое оборудование: бланки с заданиями.

Задание: найти среди представленных фигур ту, которая соответствует образцу (см. приложение 3).

Задания отличаются формой фигур и действиями, которые необходимо с ними произвести.

Методика проведения диагностики.

Методика начинается с предварительного задания, в котором экспериментатор выводит ребенка в ситуацию и объясняет смысл и способ движения объектов и преобразование структуры объектов. Экспериментатор берет треугольник, кладет его на стол и показывает в действиях, как его можно поворачивать и двигать. Чтобы показать преобразование структуры объекта с сохранением формы, взрослый кладет на стол два подобных данному треугольника, один из которых меньше, а другой больше данного.

Следует добиться полного понимания ребенком процедуры поворотов, движения геометрических фигур и преобразования структуры объектов. Когда экспериментатор убедится в том, что эти действия ребенком освоены, он переходит к основной части диагностики.

Испытуемому предлагаются бланки с заданиями (поочерёдно, начиная с первого). Каждый последующий бланк предлагается после того, как испытуемый выполнит задание предыдущего бланка.

Экспериментатор наблюдает и протоколирует ход выполнения задания испытуемым. В ходе наблюдения экспериментатор задаёт вопросы:

Страницы: 1 2

Это интересно:

Особенности нарушения процесса письма у учащихся младших классов речевой школы
Общей характерной особенностью дисграфии у учащихся младших классов речевой школы является то, что структура нарушения письма включает не единичные неполноценные звенья, а целые комплексы сочетаний неполноценных звеньев. Это способствует формированию стойкой дисграфии и превращает расстройства пись ...

Рекомендации родителям по созданию благоприятных условий для развития личности детей с нарушениями слуха
Для организации адекватного воспитания детей с нарушениями слуха, достижения возможно полной социальной адаптации ребенка необходима организация единой комплексной работы педагога, психолога при обязательном участии родителей. Исходя из этого, мы разработали рекомендации родителям по созданию благо ...

Особенности развития координации движений у детей 6-7 лет
Как мы уже выяснили, координация движений – это двигательная способность, которая развивается посредством самих движений. И чем большим запасом двигательных навыков обладает ребенок, тем богаче будет его двигательный опыт и шире база для овладения новыми формами двигательной деятельности. Нам извес ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru