Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

О системном мышлении у подростков

Автору дипломной работы не удалось найти специальной литературы, посвященной особенностям складывания системного мышления у подростков. Поэтому мы перечислим некоторые утверждения о подростковом возрасте и мышлении в этом возрасте, которые для нас являются существенными и от которых мы будем отталкиваться при разработке предметной диагностики “оперирование образами”.

Формирование мышления человека является составляющим его психического развития. Последнее рассматривается как процесс присвоения индивидом исторически сложившегося общественного опыта человека. Присвоение этого опыта происходит в форме воспроизведения им способов получения знаний и особенностей движения в них как особой деятельности. Такая деятельность осуществляется совместно с другими, под руководством лиц, ранее усвоивших соответствующий опыт. Организационные рамки этой деятельности определяются обществом.

В процессе обучения в школе по программе РО создаются определенные предпосылки становления мышления. Основы системного мышления начинают формироваться в течение трех лет обучения в начальной школе, когда у детей закладывается одна из важнейших сторон мышления – способность действовать “в уме” – “возможность человека заранее представить то, что получится в результате его усилий, иметь образ… того, что еще реально не существует, что нельзя воспринять. …Возможность спланировать путь достижения поставленной цели”.

При оценке мышления у подростков следует иметь то обстоятельство, что к этому возрасту все виды мышления уже достаточно развиты. Это предполагает оценку главного в этом возрасте – умение логически рассуждать, действовать системно, совершая в уме сложные действия и операции с объектами.

Подростковый возраст от младшего школьного возраста отличается тем, что он фактически представляет собой начальный этап на пути перехода от детства к взрослости. Отрочество характеризуется усилением независимости детей от взрослых, а также повышенным вниманием ребенка к самому себе, к самопознанию, к самовоспитанию.

“По уровню своего интеллектуального развития подростки не намного уступают взрослым, поэтому, изучая их познавательные процессы, вполне уже можно применять тесты, предназначенные для взрослых, с ограничениями, которые касаются в основном только специальных научных терминов и понятий” .

Итак, согласно концепции РО за время обучения в начальной школе у детей формируется теоретическое мышление. В подростковом возрасте отмечается повышенное внимание ребенка к самому себе, к самопознанию. Таким образом, можно предположить, что подросток уже может оценить и описать свои действия и их основания.

Значит при разработке диагностики “оперирование образами” мы можем использовать в качестве методики исследования беседу с испытуемым (вопрос – ответ), а при обработке результатов – анализ его ответов на вопросы.

Это интересно:

Экспериментальное изучение особенностей игровой деятельности дошкольников с нарушениями речи
В моём исследовании приняли участие 10 воспитанников МДОУ № 76. г. Энгельса, улица Тельмана 156. Гендерный состав группы - 4 девочки и 6 мальчиков. В экспериментальную группу вошли дети с общим недоразвитием речи (ОНР то есть системным речевым нарушением). Состав группы по диагнозу: ОНР 3 уровня - ...

Психолого-педагогические особенности учащихся с ЗПР
Изучению психолого-педагогических особенностей детей с задержкой психического развития посвящены труды многих российских педагогов, психологов, дефектологов (Л.С. Выготский, Т.А. Власова, Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия, В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева). В ...

Функция средств социализации
Бесконечно многообразные и сложно взаимодействующие средства социализации выполняют различные функции. Во-первых, средства социализации обеспечивают информационно-образовательные функции: распространение и усвоение определенной социальной информации. Этим специально заняты институты коммуникации и ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru