Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Анализ задачного материала для постороения диагностики “оперирование образами”

Педагогика и воспитание » Разработка диагностики "Оперирование образами" детей 10-13 лет на математическом материале » Анализ задачного материала для постороения диагностики “оперирование образами”

Страница 1

Попытка переноса диагностики сформированности компонента “оперирование образами” на геометрический материал для детей 10-13лет уже предпринималась Якименко Т.С. Она придумала 5 заданий, которые по ее предположению выявляют умение оперировать образами.

Проведем анализ задачного материала с целью выявления содержания заданий и выясним их диагностические возможности.

Всего предложено 5 заданий, 2 из которых направлены на выявление процесса создания образа, а 3 – на фиксацию типов оперирования образом.

Материал методики Якименко Т.С. “Создание образа”.

Задание 1. Выбери из четырёх объектов тот, у которого высота такая же, как у фигуры, нарисованной отдельно.

рис. 2.1

Задание 2. Найди среди представленных фигур ту, которая соответствует образцу.

рис. 2.2

Задание 3. Из четырёх изображений выбери то, которое соответствует заданному объекту, если смотреть со стороны отмеченной стрелкой.

рис. 2.3

Задание 4. Укажите ту часть плоскости, которая является общей для всех фигур.

рис. 2.4

Задание 5. Фигура разрезана по линии АК на две части. Представьте, что треугольник АВК повёрнут вокруг точки К так, что отрезки ВК и КС совместятся. Какая фигура при этом получается?

рис. 2.5

Выделим возможные варианты решения и назначение каждого задания.

Задание 1 (рис. 2.1).

Материал задания подобран так, что существуют несколько вариантов “правильных ответов”:

а) фигуры 1, 3, 4, т. к. у них такая же высота, как у образца, а у круга высоты нет;

б) фигура 3, т. к. у неё есть высота, а у остальных фигур нет;

в) фигура 3, т. к. по заданию указать нужно только одну фигуру, и она подходит больше всего.

Таким образом, нормативный ответ предположить нельзя, потому что, чтобы он был, должны быть заданы правила действий.

Какое умение или неумение обнаруживается при выполнении или невыполнении ребёнком данного задания? Ведь решение вообще может быть не связано с оперированием образами (ответы а, б). Поскольку в задании есть такое понятие как высота, то рассуждения ребёнка могут привлекать знания. Если ребёнок не справляется с данным заданием, то нельзя сказать, что он не умеет оперировать образами; возможно, он ориентирован на другой способ решения (анализ фигуры) и у него просто неверные или неполные знания о том, что такое высота.

Появляется гипотеза по поводу назначения данного задания. На основе фактов поведения ребёнка во время выполнения данного задания можно дать заключение об отсутствии или наличии ориентации на способ решения задачи при помощи оперирования образами. Если эта гипотеза подтверждается, то такой материал можно использовать.

Иное назначение – определение уровня сформированности компонента “оперирование образами”. Но в этом случае к материалу возникают вопросы. Например, не является ли фигура “круг” лишней, т.к. у нее нет высоты. Т.е. материал не должен подразумевать двух путей решения.

Задание 2 (рис. 2.2).

Задание 2 предложено как выявляющее процесс создания образа при помощи работы с его формой.

Нормативный ответ - фигура 2.

Возникает вопрос: как ребёнок может думать (мысленно наложить, рядом поставить .)? Относительно материала неясно, как изменится способ выполнения задания ребенком, успешность выполнения, если:

- изменить расположение фигуры 2 (чтобы было не так очевидно для решения)?

- рассмотреть не прямоугольный треугольник, т. е. объект, не так хорошо известный детям (незнакомую форму)?

- образец будет больше или меньше фигуры той, которая в наборе (форма при этом сохраняется)?

- рассмотреть объёмные фигуры?

- фигуры, из которых нужно будет найти правильный ответ, поместить на каком-либо фоне?

Таким образом, требуется дополнительное исследование для того, чтобы выяснить, насколько все эти замечания к материалу существенны, и какие конкретные умения должны быть у ребёнка, чтобы выполнить данное задание, а, следовательно, на диагностику чего оно направленно.

Задание 3 (рис. 2.3).

Если смотреть со стороны, отмеченной стрелкой, то правильного ответа нет. Относительно этого задания понятно, что должно происходить оперирование образами, приводящее к мысленному видоизменению положения объемного объекта (разворачивание).

Задание 4 (рис. 2.4).

Нормативный ответ - 4.

Можно предположить, что ребенок должен уметь выделять фигуры на общем фоне.

Возникает закономерный вопрос к материалу: зависит ли умение ребенка выделять фигуры на общем фоне от того, насколько они простые? Если нет, то возможно здесь можно говорить об уровнях сформированности данного умения. Поливанова и Ривина вообще не рассматривают этого действия (выделение фигуры – фона), поэтому необходимо дополнительное исследование.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников
Учитывая нарастающие темпы преобразований в обществе, и, следуя очевидной логике Концепции модернизации российского образования, которая предполагает ориентацию образовательной системы на новое качество, возможно предположить, что педагогическая поддержка старшеклассников в профессиональном самоопр ...

Проблемы интегрированного обучения
Необходимость обращения к интегрированному обучению вызвана рядом объективных причин, которые обнаружились в процессе работы в средней школе. Одной из важнейших проблем является заметное снижение интереса учащихся к предметам естественно-математического цикла, что во многом обусловлено объективной ...

Особенности нарушения процесса письма у учащихся младших классов речевой школы
Общей характерной особенностью дисграфии у учащихся младших классов речевой школы является то, что структура нарушения письма включает не единичные неполноценные звенья, а целые комплексы сочетаний неполноценных звеньев. Это способствует формированию стойкой дисграфии и превращает расстройства пись ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru