Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
В предыдущей главе нами были рассмотрены теории развития памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями речи, в том числе с помощью словесных дидактических игр. Мы выявили, что дети с общим недоразвитием речи имеют особенности развития памяти. У детей с речевыми нарушениями, по сравнению с возрастной нормой, наблюдается неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, меньший объем запоминания и воспроизведения материала. Детям оказывают помощь логопед и воспитатели со специальным образованием. Помимо коррекции речи с детьми занимаются развитием памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики, обучают грамоте и математике.
Проанализировав ситуацию, мы предположили, что словесная дидактическая игра может рассматриваться как эффективное средство развития памяти детей с речевыми нарушениями, так как в игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. В игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета.
Игра оказывает очень большое влияние на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.
Нами был составлен комплекс словесных игр, в который вошли игры с разными дидактическими задачами, который был апробирован на базе ДОУ № 197 «Ручеек» с детьми логопедической группы среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
В каждой дидактической игре имеется своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх больше внимания уделяем развитию памяти, в других - мышления, в третьих - внимания. Воспитатель заранее должен знать и соответственно определить дидактическую задачу. Так игру «Что изменилось?» используем для упражнений в запоминании, «Отгадай что задумали» - наблюдательности, внимания. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни), развитие речи, (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и другое).
Игра является одним из продуктивных способов обучения. Словесные дидактические игры бывают разные, активные и спокойные, проводятся во всех возрастных группах.
Игры со словами дают возможность потренировать память и проявить свою эрудицию, развивают культуру речи и кругозор. Словесные дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Словесные игры должны войти в число любимых детьми самостоятельных игр.
Современная дидактика придает большое значение словесным методам обучения. Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В игре воспитатель знакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит, как их надо выполнять.
Словесная дидактическая игра строится по определенным правилам, которые направляют игру, организуют поведение детей. Воспитатель знакомит детей с новой игрой, рассказывает о ее правилах. Правила определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок. Они помогают развивать у детей способности торможения, воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.
Это интересно:
Формы урока и методические особенности использования музыки на уроках
По теории физического воспитания уроки физической культуры в средней школе подразделяются на следующие типы: а) вводные уроки; б) уроки ознакомления с новым материалом, в) уроки совершенствования пройденного материала, г) смешанные уроки, д) учетные уроки. Рассмотрим целесообразность использования ...
Воспитание как человеческий способ бытия
Еще со времен И. Канта воспитание рассматривается как синкретический процесс, в который включен человек любого возраста и уровня развития. Для педагогической антропологии традиционно отношение к воспитанию и как к прирожденному долгу человека, и как к специфически человеческому способу бытия, и как ...
Общая характеристика использованных в эксперименте психолого-педагогических
методов
При подборе диагностического инструментария мы соблюдали следующие требования использования диагностических методик при обследовании детей с нарушениями зрения: Общие требования к характеру стимульного материала 1. Контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть 6 ...