Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Общение со взрослым, как фактор развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Педагогика и воспитание » Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения иностранному языку » Общение со взрослым, как фактор развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Страница 1

Со временем внимание дошкольников все более привлекают события, происходящие среди окружающих людей. Человеческие отношения, нормы поведения, качества отдельных людей начинают интересовать ребенка даже больше, чем жизнь животных или явления природы. Что можно, а что нельзя, кто добрый, а кто жадный, что хорошо, а что плохо - эти и другие подобные вопросы уже волнуют старших дошкольников. И ответы на них опять же может дать только взрослый. Конечно, и раньше родители постоянно говорили детям, как нужно вести себя, что можно, а что нельзя, но младшие дети лишь подчинялись (или не подчинялись) требованиям взрослого. Теперь, в шесть-семь лет, правила поведения, человеческие отношения, качества, поступки интересуют уже самих детей. Им важно понять требования взрослых, утвердиться в своей правоте. Поэтому в старшем дошкольном возрасте дети предпочитают разговаривать со взрослым не на познавательные темы, а на личностные, касающиеся жизни людей. Так возникает самая сложная и высшая в дошкольном возрасте внеситуативно-личностная форма общения.

Взрослый по-прежнему является для детей источником новых знаний, и дети по-прежнему нуждаются в его уважении и признании. Но для ребенка становится очень важно оценить те или иные качества и поступки (и свои и других детей) и важно, чтобы его отношение к тем или иным событиям совпало с отношением взрослого. Общность взглядов и оценок является для ребенка показателем их правильности. Ребенку в старшем дошкольном возрасте очень важно быть хорошим, все делать правильно: правильно вести себя, правильно оценивать поступки и качества своих сверстников, правильно строить свои отношения с взрослыми и ровесниками.

Это стремление, конечно же, должны поддерживать родители. Для этого нужно чаще разговаривать с детьми об их поступках и отношениях между собой, давать оценки их действиям. Старшие дошкольники по-прежнему нуждаются в поощрении и одобрении взрослого. Но их уже больше волнует не оценка их конкретных умений, а оценка их моральных качеств и личности в целом.

Взрослый является для ребенка уже не абстрактным источником внимания и доброжелательности, а конкретной личностью с определенными качествами (семейным положением, возрастом, профессией и пр.). Все эти качества очень важны для ребенка. Кроме того, взрослый - это компетентный судья, знающий, "что такое хорошо и что такое плохо", и образец для подражания.

Общение со взрослым имеет важное значение для развития личности ребенка. Это значение заключается в следующем. Во-первых, ребенок сознательно усваивает нормы и правила поведения и начинает сознательно следовать им в своих действиях и поступках. Во-вторых, через личностное общение дети учатся видеть себя как бы со стороны, что является необходимым условием сознательного управления своим поведением. В-третьих, в личностном общении дети учатся различать роли разных взрослых: воспитателя, врача, учителя и т. д. - и в соответствии с этим по-разному строить свои отношения в общении с ними.

Ребенок постоянно сталкивается с различными предметами, явлениями, событиями. Эти встречи оставляют в его душе определенный эмоциональный отклик, вызывают различные чувства. Огромное количество представлений ребенок хранит в своей памяти в виде эмоционально-чувственных образов. Например, ребенок наблюдает грозу. Она вызывает в нем определенные эмоциональные реакции (испуг, интерес, восторг и пр.). Значительно позже, в старших классах школы, на уроках физики, ему объяснят это явление природы с научной точки зрения. Но это не значит, что до данного момента он не будет знать о нем. Нет, ребенок имеет знания о грозе, но на другом уровне. Так формируется эмоционально-чувственный опыт. Причем, когда малыш вырастет и овладеет теоретическими знаниями, он по-прежнему будет на многое реагировать так, как в детстве.

Подобным образом ребенок постигает все сферы жизнедеятельности человека. Поэтому к эмоционально-чувственному опыту ребенка необходимо относиться внимательно и бережно.

Колоссальная роль в данном процессе отводится взрослым. Их реакция на отдельные объекты, явления и события играет большую роль в формировании отношения к миру. Оно не дается ребенку от рождения, а закладывается и развивается в течение жизни. Отношение рождается в общении со взрослыми, с теми, кого он любит и кому доверяет. Значимыми для малыша могут стать и чужие ему люди (педагоги, соседи и др.). Но родители, близкие родственники всегда остаются для ребенка самыми важными и авторитетными людьми.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Дидактическая игра как важное средство умственной активности дошкольников
Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, которая начинает формироваться уже в раннем возрасте на основе предметной деятельности. А вместе с ней формируется общение, появляются зачатки труда. Игра – это средство моделирования и воссоздания в специально созданных условиях ...

Понятие и виды общения. Внеситуативно-личностное общение
Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и ва ...

Педагогическая поддержка: понятие, сущность
В толковом словаре современного русского языка представлено несколько значений слова «поддержать». Относительно нашей проблемы значимыми являются: «оказывать помощь, содействие; не дать прекратиться, нарушиться». «Поддерживать» определяется как «служить опорой для чего-нибудь». Основные концептуаль ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru