Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Специфика психологического сопровождения детей на этапе перехода из ДОУ в начальную школу

Педагогика и воспитание » Социально-психологическая поддержка учащихся в образовательном пространстве » Специфика психологического сопровождения детей на этапе перехода из ДОУ в начальную школу

Специфика деятельности психолога заключается еще и в том, что возникает необходимость психолого-педагогического анализа реализации педагогическим коллективом школы программы непрерывного образования. Результаты анализа учебного процесса в школе дают возможность оценить состояние учебного процесса, подвести итоги работы педагогов, оценить эффективность исследовательской деятельности коллектива. Это, в свою очередь, позволяет обосновать и сформулировать запросы школы, направленные в адрес дошкольного образовательного учреждения, так как без единого взгляда на проблему преемственности в развитии детей невозможно осуществление комплексного психологического сопровождения. По нашему мнению, психолого-педагогический анализ итогов работы приобретает особое значение, так как дает возможность совместно с дошкольным учреждением разработать цели деятельности единого коллектива (педагогов и воспитателей), основные задачи его направление развития такой сложной системы, какой является функциональный комплекс "детский сад – школа".

Однако психологическая деятельность не исчерпывается аналитической работой. Психологи проводят обширную практическую работу по сопровождению на этапе перехода детей из детского сада в начальную школу. В соответствии с запросом школьных психологов методисты и воспитатели детских садов создают свой банк данных, характеризующих психологические особенности детей, зоны их актуального и ближайшего развития, возможные затруднения, которые могут возникнуть на начальном этапе обучения детей в школе. В дальнейшем, при приеме детей в первые классы, комиссия, в которую обязательно входят воспитатели дошкольного учреждения, производит отбор и комплектование классов, опираясь на полные сведения о каждом конкретном ребенке и потенциальных возможностях его развития. Это позволяет в необходимых случаях, уже в первые дни пребывания ребенка в школе разрабатывать индивидуальные программы поддержки, реабилитации и коррекции психического развития первоклассников.

В свою очередь школьные психологи, наблюдая за процессом адаптации детей к школе и анализируя результаты регулярных психодиагностических обследований, направляют получаемую информацию в дошкольные учреждения, на основании которой методисты и воспитатели вносят соответствующие коррективы в содержание и методику проведения своей работы с дошкольниками.

При подобной форме сотрудничества между школой и дошкольными детскими учреждениями осуществляется такое взаимодействие, которое позволяет обеспечивать психологическое сопровождение преемственности развития детей в системе "детский сад – школа".

Специфика функционирования психологической службы школы состоит еще и в том, что она выполняет большой объем коррекционно-диагностической и консультационной работы. Кроме того, что психологами выполняется весь объем непосредственной практической работы, их основной задачей становится придание этой работе четкой системы. Это отбор, апробация, модификация используемых психодиагностических методик в работе не только со школьниками, но и с детьми детского сада. Разработка развивающих и коррекционных программ, направленных на оптимизацию процесса преемственности развития детей. Составление практических рекомендаций по подготовке детей к обучению в школе и адаптации первоклассников и др. То есть в целом повышение научно-методического уровня работы психологической службы.

Психологическая служба в системе образования претерпела изменения в плане трансформации ее позиции по отношению к образовательному процессу. Если прежде психолог занимал реактивную позицию - решал ситуативные задачи, возникающие в детском саду или в период обучения в школе, то теперь он занимает активную, опережающую позицию, состоящую в моделировании и выстраивании образовательной среды на этапе перехода ребенка из детского сада в школу. Эта позиция психолога ориентирована на ученика как субъекта образовательного процесса, на максимальную и достаточно быструю актуализацию потенциала каждого ребенка, на сохранение его психологического и физического здоровья. Превращение ребенка в субъекта образовательного процесса в системе психолого-педагогического сопровождения требует в качестве необходимой составляющей организацию специальной работы по целенаправленному формированию сложных форм самостоятельности и активности, без чего невозможно достижение зрелости, адаптивности личности, требуемых в современном обществе. Такая работа является профилактикой пассивности, инфантильности, которые могут возникнуть при акценте на чрезмерную опеку, повседневный контроль, приспособление учителя к стилю и уровню деятельности каждого ребенка.

Это интересно:

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru