Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Классификация методов обучения

Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система. В настоящее время известны десятки классификации методов обучения. Однако нынешняя дидактическая мысль созрела до понимания того, что не следует стремиться установить единую и неизменную номенклатуру методов. Обучение – чрезвычайно подвижный, диалектический процесс. Система методов должна быть динамичной, чтобы отражать эту подвижность, учитывать изменения, постоянно происходящее в практике применения методов.

Рассмотрим наиболее обоснованные классификации методов обучения.

1. Традиционная классификация методов обучения.

В качестве общего признака выделяемых в ней методов берётся источник знаний. В классификации выделяется 5 методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видео метод. Каждый из этих общих методов имеет способ выражения.

2. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности.

Таблица 1 – Традиционная классификация методов обучения

Практический

Наглядный

Словесный

Работа с книгой

Видеометод

Опыт

Упражнение

Учебно-производительный труд

Иллюстрация

Демонстрация

Наблюдения учащихся

Объяснение

Разъяснение

Рассказ

Беседа

Инструктаж

Чтение

Изучение

Реформирование

Беглый просмотр

Цитирование

Просмотр

Обучение

Упражнения под контролем «электронного учителя»

И.Я. Ларнер и М.Н. Скаткин разрабатывали методы обучения, исходя из характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом. Тип познавательной деятельности – это уровень самостоятельности познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения. С этой точки зрения они выделяли следующие методы:

а) объяснительно-иллюстрационный;

б) репродуктивный;

в) проблемное изложение изучаемого материала;

г) частично-прогрессивный;

д) исследовательский.

3. М.А. Данилов и Б.П. Есипов исходя из того, что если методы обучения выступают как способы организации упорядоченной учебной деятельности учащихся по достижения дидактических целей и решению познавательных задач, то, следовательно, их можно подразделить не следующие группы:

а) методы приобретения новых знаний;

б) метод формирования умений и навыков по применению знаний на практике;

в) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

4. Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочеткова рекомендуют методы обучения подбирать в соответствии с психологическими, возрастными, индивидуальными особенностями детей (спецификой дефекта и степенью его компенсации). Так же методы, применяемые на уроках, зависят от темы, содержания конкретного занятия и различаются они:

- по источнику знаний (словесные, наглядные практические);

- по характеру познавательной деятельности учащихся (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский);

- по дидактическим целям (методы изложения новых знаний, повторения, закрепления знаний, методы контроля).

Ни одна из рассмотренных классификаций методов не свободна от недостатков. Практика богаче и сложнее, абстрактных схем. Поэтому поиски более совершенных классификаций, которые внесли бы ясность в противоречивую теорию методов и помогли бы педагогам совершенствовать практику, продолжается.

Это интересно:

Опыт работы Вологодской областного комитета ВЛКСМ по воспитанию школьного комсомольского актива
В 70-80 годах остро стояла проблема воспитания комсомольских кадров и нравственного формирования личности комсомольца-организатора. Ключевым вопросом перестройки в комсомоле назвал ХХ съезд ВЛКСМ улучшение работы с комсомольскими кадрами. У выборного комсомольского актива необходимо было сформирова ...

Формирование научного творчества в школе
Общеизвестно, что развитие лицейского и гимназического образования в нашей стране сдерживалось искусственно. В настоящее время можно отметить, что эти учебные заведения заняли достойное место в системе просвещения, Но в связи с быстротой роста лицеям и гимназиям не удалось избежать старой болезни, ...

Развитие педагогической антропологии как самостоятельной области знания
Появление этого совершенно непривычного термина не было случайностью. Поиски в сфере народного образования, переосмысление привычных взглядов на воспитание детей представляли значительный интерес для российского общества того времени. Отмена крепостного права ломала многие стереотипы и вызвала к жи ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru