Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Классификация методов обучения

Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система. В настоящее время известны десятки классификации методов обучения. Однако нынешняя дидактическая мысль созрела до понимания того, что не следует стремиться установить единую и неизменную номенклатуру методов. Обучение – чрезвычайно подвижный, диалектический процесс. Система методов должна быть динамичной, чтобы отражать эту подвижность, учитывать изменения, постоянно происходящее в практике применения методов.

Рассмотрим наиболее обоснованные классификации методов обучения.

1. Традиционная классификация методов обучения.

В качестве общего признака выделяемых в ней методов берётся источник знаний. В классификации выделяется 5 методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видео метод. Каждый из этих общих методов имеет способ выражения.

2. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности.

Таблица 1 – Традиционная классификация методов обучения

Практический

Наглядный

Словесный

Работа с книгой

Видеометод

Опыт

Упражнение

Учебно-производительный труд

Иллюстрация

Демонстрация

Наблюдения учащихся

Объяснение

Разъяснение

Рассказ

Беседа

Инструктаж

Чтение

Изучение

Реформирование

Беглый просмотр

Цитирование

Просмотр

Обучение

Упражнения под контролем «электронного учителя»

И.Я. Ларнер и М.Н. Скаткин разрабатывали методы обучения, исходя из характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом. Тип познавательной деятельности – это уровень самостоятельности познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения. С этой точки зрения они выделяли следующие методы:

а) объяснительно-иллюстрационный;

б) репродуктивный;

в) проблемное изложение изучаемого материала;

г) частично-прогрессивный;

д) исследовательский.

3. М.А. Данилов и Б.П. Есипов исходя из того, что если методы обучения выступают как способы организации упорядоченной учебной деятельности учащихся по достижения дидактических целей и решению познавательных задач, то, следовательно, их можно подразделить не следующие группы:

а) методы приобретения новых знаний;

б) метод формирования умений и навыков по применению знаний на практике;

в) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

4. Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочеткова рекомендуют методы обучения подбирать в соответствии с психологическими, возрастными, индивидуальными особенностями детей (спецификой дефекта и степенью его компенсации). Так же методы, применяемые на уроках, зависят от темы, содержания конкретного занятия и различаются они:

- по источнику знаний (словесные, наглядные практические);

- по характеру познавательной деятельности учащихся (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский);

- по дидактическим целям (методы изложения новых знаний, повторения, закрепления знаний, методы контроля).

Ни одна из рассмотренных классификаций методов не свободна от недостатков. Практика богаче и сложнее, абстрактных схем. Поэтому поиски более совершенных классификаций, которые внесли бы ясность в противоречивую теорию методов и помогли бы педагогам совершенствовать практику, продолжается.

Это интересно:

Самостоятельность как первое активное проявление индивидуальной свободы ребенка
По мнению М. Монтессори, человек не может быть свободен, если он несамостоятелен. Поэтому первые активные проявления индивидуальной свободы ребенка должны быть направляемы так, чтобы в этой активности вырабатывалась его самостоятельность. Маленькие дети начинают требовать самостоятельности уже с мо ...

Опыт работы Вологодской областного комитета ВЛКСМ по воспитанию школьного комсомольского актива
В 70-80 годах остро стояла проблема воспитания комсомольских кадров и нравственного формирования личности комсомольца-организатора. Ключевым вопросом перестройки в комсомоле назвал ХХ съезд ВЛКСМ улучшение работы с комсомольскими кадрами. У выборного комсомольского актива необходимо было сформирова ...

Диагностика результатов обучения по разделу «культура поведения» в 6 кл. на уроках социально-бытовой ориентировки
Знания, умения, навыки по социально-бытовой подготовка вырабатываются с 5 по 9 классы. Для эффективного обучения по социально-бытовой подготовке материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизирован ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru