Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Все речевые высказывания участников исследования были нами проанализированы и с точки зрения их тематики. Как и в ходе констатирующего исследования дети почти не обсуждали познавательные вопросы, мало говорили о своих друзьях и сверстниках. Как правило, они рассказывали о себе, своих родственниках, близких. Как и раньше большинство сообщений были связаны с обладанием какими-либо приметами, животными, игрушками, бытовыми вещами.
Данные, приведенные в таблице 8 показывают, что по содержанию в обеих группах по-прежнему превалируют информационные высказывания типа простой констатации фактов (80,4% и 86,9% у детей экспериментальной и контрольной групп соответственно). В обеих группах немного увеличилась доля вопросов познавательного характера (на 0,4% и 0,1%). Особо следует отметить тот факт, что у детей из экспериментальной группы значительно увеличилось количество оценочных высказываний, теперь они составили 6,7% всех высказываний, что на 6,54% больше, чем было на 1 этапе эксперимента. В контрольной группе этот показатель увеличился всего на 0,5% и составил 3,9%.
Таблица 8 Содержание речевых высказываний детей с ЗПР после обучения (в %)
Группа |
Экспериментальная |
Контрольная | ||
Содержаний высказываний |
после обучения |
До обучения |
после обучения |
До обучения |
Информационно-констатирующие Вопросы познавательного характера Оценочные |
80,4 5,1 6,7 |
84,6 4,7 0,16 |
86,9 4,3 3,9 |
87,9 4,2 3,4 |
Рассмотрим поведение некоторых испытуемых из экспериментальной группы на контрольном этапе.
Саша П. (старшая группа). Преобладающая форма общения – внеситуативно-познавательная. Мальчик с удовольствием согласился участвовать в опытах. С первых минут он обратился к книгам. Во время опыта чувствовал себя раскованно, много говорил. Саша неохотно расстался с книгами, когда ему предложили сменить вид деятельности. От чтения книги он перешел к игрушкам. В этой ситуации мальчик чувствовал себя скованно, меньше говорил, однако и от этого занятия отказался с трудом. На предложение побеседовать Саша согласился, но чувствовал себя дискомфортно, был пассивен, с трудом поддерживал разговор, не задавал взрослому никаких вопросов, а сам ограничивался ответами на вопросы, не выходя за их рамки. Очень скоро Саша и совсем отказался от продолжения беседы. В двух повторных опытах наблюдалась аналогичная картина.
Сережа Т. (подготовительная группа). Ведущая форма общения – ситуативно-деловая. Мальчик охотно согласился на участие в исследовании. Наибольший интерес он проявил к игрушкам, играл с ними около 10 мин. с большим увлечением. При этом он легко шел на контакт со взрослым, но при общении с ним чувствовал себя несколько наряжено. Мальчик много говорил, но все его высказывания были связаны с его действиями, т.е. являлись ситуативными. После игры Сережа попросил почитать ему книгу, однако во время чтения чувствовал себя сковано, но слушал книгу внимательно и с большим удовольствием. Говорил Сережа в ситуации с книгой не очень много, однако среди речевых высказываний были внеситуативные и оценочные. Так он рассказал взрослому о книге, которую читал дома с мамой, чем она ему понравилась. Гораздо раскованнее Сережа себя почувствовал, когда начал со взрослым беседу на личностные темы. Он больше говорил, рассказывал о себе, своих маме, сестре, однако узнать что-то о взрослом не стремился, не задавал ему никаких вопросов. Желательная длительность опыта была максимальной во внеситуативно-личностной ситуации. В двух последующих опытах поведение Сережи строилось аналогичным образом. Для сравнения опишем теперь поведение детей, с которыми не поводились формирующие эксперименты.
Это интересно:
Семья
Матильда - Мария Адамовна - Феликсовна - Валериевна Кшесинская родилась 19 августа 1872 года в Лигово, на 13-ой версте по Петергофскому шоссе, где ее родители снимали дачу, чтобы проводить лето вдали от пыльного города и дать детям простор и чистый воздух. В семье Кшесинских существовало предание о ...
Комплекс логопедических занятий, направленных на обучение детей составлению
описательных рассказов
Формирующий эксперимент проводился с 9 октября по 24 ноября 2006 года, в муниципальном дошкольном общеобразовательном учреждении компенсирующего вида (МДОУ) № 321 Октябрьского района города Красноярск. В эксперименте участвовало 10 детей с ОНР III уровня, подготовительной к школе группы. В результа ...
Способы использования дидактических игр при закреплении
материала
На уроках закрепления нового материала важно применять игры на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приёмов и т.д. В этом случае использование средств наглядности следует ограничить и направить внимание на проговаривание вслух правил, свойств, вычислительных приёмов. При закрепление ма ...