Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Формирование навыков общения у дошкольников с задержкой психологического развития

Педагогика и воспитание » Формирование навыков общения у дошкольников с задержкой психологического развития

Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.

В обычной жизни у человека, не понимающего себя, не знающего сильные и слабые стороны своего характера, а тем более не умеющего общаться с другими людьми, могут возникать весьма серьезные проблемы. Изменившиеся условия жизни заставляют его отказываться от многих привычек, ломают сформированные ранее стереотипы, которые еще совсем недавно помогали успешно справляться с различными затруднениями. Неподготовленному человеку очень трудно в этой ситуации решать возникшие проблемы без "потерь", нервных срывов и даже заболеваний. Часто это происходит из-за того, что он боится обратиться за помощью к своим близким, знакомым, окружающим людям, так как просто не умеет общаться или боится широкого общения.

Социально-психологический тренинг – это форма специально организованного общения, психологическое воздействие которого основано на активных методах групповой работы (А.С.Прутчнков).

Нарушение общения у детей может возникать по различным причинам.

Нарушения общения могут быть вызваны и так называемыми невротическими расстройствами, которые обусловлены более или менее тяжелой психотравмирующей ситуацией и в связи с этим боязнью общения из-за страха повторных психических травм.

Нарушение общения у детей может наблюдаться при поражениях нервной системы, обусловивших недостаточность речи и слуха, как правило, при отсутствии современной диагностики и коррекции этих дефектов.

Наконец, трудности общения могут наблюдаться у ребенка с тяжелыми формами депривации: воспитания в условиях, препятствующих развитию человеческих особенностей психики.

Чаще всего жалобы родителей отражают эмоциональные особенности таких детей; их стремление уйти от общения даже с близкими людьми, отсутствие интереса к окружающему миру, пассивность, пугливость, а также нарастающую с возрастом задержку речевого и интеллектуального развития, трудности приспособления к быту и усвоения социальных навыков.

Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Большое значение придается проблеме психологической подготовки детей к школе, в решении которой ведущую роль играет общение с взрослым как центральное звено когнитивного волевого развития ребенка. В последние годы отечественные исследователи уделяли большое внимание проблеме общения нормально развивающихся дошкольников . Однако до сих пор, несмотря на значимость проблемы, недостаточно изучены особенности общения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта (Д.И. Аугене, Ж.Н.Головина, Е.С. Сленович, не разработана система работы по развитию общения.

На сегодняшний день в воспитании детей с задержкой психического развития, при определенной несформированности у них навыков коммуникации, является обучение их умению эффективно общаться, снижение агрессивных тенденций в поведении, снятие защитных реакций, обособленности включение в жизнь группы, накопление опыта положительного взаимодействия.

За прошедшие годы в отечественной дефектологии и специальной психологии многие аспекты задержки психического развития были основательно разработаны в теоретическом отношении и внедрены в практику образования. В международной же классификации болезней Всемирной Организации Здравоохранения задержка психического развития получила название "Специфические расстройства развития школьных навыков" и рассматривается только как учебная проблема. Такой узкий подход не способствует научному раскрытию всей сложности проблемы задержки психического развития.

Проблемой исследования является изучение вопроса о том, возможно ли использование социально-психологического тренинга с дошкольниками с задержкой психического развития и на сколько эффективен этот метод при формировании у них навыков внеситуативно-личностного общения.

Объект исследования: внеситуативно-личностное общение старших дошкольников с задержкой психического развития.

Предмет исследования: возможности использования элементов социально-психологического тренинга при формировании навыков внеситуативно-личностного общения старших дошкольников с ЗПР.

Цель исследования: изучить возможности использования элементов СПТ при формировании навыков внеситуативно-личностного общения старших дошкольников с ЗПР.

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использования элементов СПТ при формировании навыков внеситуативно-личностного общения старших дошкольников с ЗПР.

2. Рассмотреть понятия внеситуативно-личностное общение и его особенностей у старших дошкольников с задержкой психического развития.

3. Проанализировать технологи поведения СПТ и возможности его использования в качестве средства формирования навыков внеситуативно-личностного общения старших дошкольников с ЗПР.

4. Провести опытно-экспериментальную работу по диагностике и формированию навыков внеситуативно-личностного общения старших дошкольников с ЗПР с использованием элементов социально-психологического тренинга.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; обобщение; эмпирические: беседа, наблюдение.

Это интересно:

Прием “оперирование образами” как компонент системного мышления
“Оперирование образами” рассматривается психологами как компонент системного мышления. Представим описание системного мышления, его компонентов и его связь с теоретическим мышлением. Согласно концепции В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, компонентами теоретического мышления являются рефлексия, анализ и ...

Анализ и обобщение результатов экспериментальной работы
Цель: выявить уровень знаний и умений культурного поведения в гостях и общественных местах, с друзьями и взрослыми у умственно отсталых школьников 6 класса. Результат констатирующего этапа эксперимента с результатами контрольного этапа. Сделать выводы. Объект исследования – 12 учащихся с умственной ...

Анализ взаимоотношений в семьях воспитывающих нормально-видящих детей и детей с нарушением зрения
Для изучения родительского отношения нами был использован тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина, содержащий 5 шкал. Авторами предложена шкала процентильного ранга, что позволяет проводить сравнительный анализ с результатами других тестов. Процентильный ранг указывает на то, ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru