Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Понятия и классификация задержки психического развития

Страница 1

Понятие "задержка психического развития" употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерна незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, имеющей свои качественные особенности, компенсирующиеся под воздействием временных, лечебных и педагогических факторов.

Изучение ЗПР как специфической аномалии детского развития началось в конце 50-х годов и широко развернулось в 60-70-е годы ХХ в. Это было обусловлено потребностями педагогической практики, поскольку в связи с переходом на новые, более усложненные учебные программы резко возросли образовательные проблемы у стойко неуспевающих школьников. Кроме того, развертыванию комплексного клинико-психолого-педагогического изучения детей этой категории способствовал накопленный к этому времени опыт дифференциальной диагностики, обобщен зарубежный опыт исследования и обучения школьников с данной патологией развития.

Изучение зарубежного опыта исследования детей с трудностями в обучении показало, что однозначной трактовки сущности и причин этих затруднений не существует. В США, Англии, Германии эта категория детей обозначалась как "дети с трудностями в обучении", "псевдо-нормальные", "отстающие в педагогическом отношении", "запоздавшие" "дети с нарушением поведения", "педагогически запущенные дети", "дети с минимальными повреждениями мозга".

В отечественной специальной литературе для обозначения подобных состояний использовались термины "дети с пониженным общим развитием и недостаточностью отдельных функций" (И.Борисов ) переходные формы между нормой и дефективностью, "субнормальные" дети (А.И.Граборов), "слабоодаренные" дети (В.П.Кащенко, Г.В.Мурашов), "умственно недоразвитые" находящиеся между дебилами и нормальными детьми (П.П.Блонский). Термины "задержка темпа психического развития", "задержка психического развития" были предложены Г.Е.Сухаревой.

Отечественные исследователи изучая детей этой категории, выявили среди неуспевающих младших школьников учащихся, неуспеваемость и особенности поведения которых давали основания считать их умственно отсталыми. Эти ученики были объединены в особую категорию. В ходе дальнейших исследований Т.А.Власовой и М.С.Певзнер выделили две наиболее многочисленные группы и охарактеризовали их как детей с психическим инфантилизмом.

К первой группе они относили детей с нарушенным темпом физического и умственного развития. Исследователи считали, что задержка их развития вызвана медленным темпом созревания лобной области коры головного мозга и ее связей с другими областями коры и подкорки. Такие дети уступали сверстникам в физическом развитии, отличались инфантилизмом в познавательной деятельности и в волевой сфере, с трудом включались в учебную деятельность, отличались быстрой утомляемостью и низкой работоспособностью.

Ко второй группе относились учащиеся с функциональными расстройствами психической деятельности (цереброастеническими состояниями), которые чаще всего являются следствием мозговых травм. Для этих детей характерна слабость основных нервных процессов, но при этом глубоких нарушений познавательной деятельности у них нет и в периоды хорошего состояния они добиваются довольно высоких результатов в учебе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Особенности изучения многозначных слов в начальной школе
В русском языке, как и в других языках, есть слова, которые имеют в своей семантической структуре не одно, а несколько (два и более) лексических значений. Это многозначные слова. Они противопоставляются однозначным словам, т. е. словам, имеющим одно лексическое значение. Многозначность (полисемия) ...

Методика исследования фонематического восприятия у детей
Теоретические аспекты проблемы формирования фонематического восприятия у дошкольников со стёртой дизартрией, рассмотренные в первой главе, позволяют определить направления работы по выявлению особенностей фонематического восприятия : Узнавание неречевых звуков. Различение одинаковых звукокомплексов ...

Элементы русской народной пляски
Простой хороводный шаг. Отличается от обычной ходьбы большей плавностью и устремленностью. Этим шагом дети водят хороводы. На первых занятиях учитель добивался от детей именно плавности движений. Шаг с притопом на месте. На “раз” дети делают шаг левой ногой на месте, ставя ее рядом с правой, на “дв ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru