Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Именно эти учащиеся позднее были выделены в категорию детей с задержкой психического развития.
Причинами задержки психического развития у детей в большинстве случаев являются минимальные органические повреждения головного мозга, врожденные или возникшие во внутриутробном, природовом или в раннем периоде жизни ребенка, а в некоторых случаях и генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы и ее основного отдела – головного мозга; интоксикации, инфекции, обменно-трофические расстройства, травмы и т.п., которые приводят к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают легкие церебральные органические повреждения. Неблагоприятные социальные факторы, включая неблагополучные условия воспитания, социальную и культурную депривацию, наличие стрессовых ситуаций, психотравмирующих обстоятельств и т.п., усугубляют отставание в развитии, но не представляют собой единственную или хотя бы основную его причину (Б.П.Пузанов, С.Н.Шаховская, Ю.А.Костенкова).
М.С.Певзнер и Т.А.Власова выделяли следующие причины, приводящие к задержкам психического развития.
- Неблагоприятное течение беременности, связанное с:
болезнями матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп);
хроническими соматическими заболеваниями матери начавшимися еще до беременности (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы);
токсикозами, особенно во второй половине беременности;
токсоплазмозом;
интоксикациями организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов;
несовместимостью крови матери и младенца по резус-фактору.
- Патология родов:
травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения, таких, как щипцы, например:
асфиксия новорожденных и ее угроза.
- Социальные факторы:
педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до трех лет), так и в более поздние возрастные этапы.
М.С.Певзнер, выделяя несколько клинических вариантов инфантилизма с недоразвитием эмоционально-волевой сферы при первично сохранном интеллекте, с недоразвитием эмоционально-волевой сферы при первично сохранном интеллекте, с недоразвитием познавательной деятельности, осложненными нейродинамическими нарушениями, с недоразвитием речи, - допускает, что главным и определяющим симптомом ЗПР в легкой степени может быть недоразвитие только эмоционально-волевой сферы. В этом случае интеллект детей первично сохранен. Некоторые исследователи (Е.Г.Сухарева, М.С.Певзнер, Т.А.Власова, Е.С.Власова, .С.Иванов и др.) считают, что церебральные астении, аффективная расположенность, психопатоподобные расстройства могут не только снижать работоспособность усугубляя дефект познавательной деятельности при задержке психического развития, но и играть роль первопричины возникновении ЗПР.
Задержка психического развития, обусловленная выраженными церебрально-органическими причинами, обязательно предполагает нарушение интеллектуальных функций, ущербность эмоционально-волевой сферы, часто и физическую незрелость ребенка, что еще больше осложняет его состояние. Такие дети нуждаются в более сложном лечении, чем при невроподобных состояниях или соматогенных астениях, а также и в более сложной педагогической коррекции.
Специалисты отмечают клиническое разнообразие ЗПР и ее прогностическую неоднородность. При этом подчеркивается, что стойкость ЗПР различна в зависимости от того, различна в зависимости от того, лежат ли в ее основе эмоциональная незрелость (психический инфантилизм), низкий психический тонус (длительная астения) либо нарушения познавательной деятельности, связанные со слабостью памяти, внимания, подвижности психических процессов, дефицитностью отдельных корковых функций. Исследователи выделяют ряд вариаций данного состояния, опираясь на сведения о клинических особенностях детей с задержкой психического развития (Т.А.Власова, К.С.Лебединская, В.И.Лубовский, М.С.Певзнер).
Это интересно:
Выявление у учащихся младших классов
общеобразовательной школы аграмматической формы дисграфии
Базой настоящего исследования стала СШ №145 г. Минска. Были обследованы 18 младших школьников – учащиеся 4 «В». Цель эксперимента: выявить учащихся с аграмматической формой дисграфии. Для этого школьникам был предложен следующий диктант: «В лесу». Вот и март. Его называют весёлым праздником света. ...
Общение со взрослым, как фактор развития познавательной активности детей старшего
дошкольного возраста
Со временем внимание дошкольников все более привлекают события, происходящие среди окружающих людей. Человеческие отношения, нормы поведения, качества отдельных людей начинают интересовать ребенка даже больше, чем жизнь животных или явления природы. Что можно, а что нельзя, кто добрый, а кто жадный ...
Социально-психологическая служба МОУ СОШ № 100 г. Саратова
Социально-психологическая служба МОУ СОШ (муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа) № 100 с 2006 года работает по программе «Профилактика правонарушений несовершеннолетних», разработанной социальными педагогами школы. Цель деятельности социально-психологической ...