Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Формирование навыков внеситуативных форм общения у старших дошкольников с ЗПР с использованием элементов социально-психологического тренинга

Педагогика и воспитание » Формирование навыков общения у дошкольников с задержкой психологического развития » Формирование навыков внеситуативных форм общения у старших дошкольников с ЗПР с использованием элементов социально-психологического тренинга

Страница 9

Таблица 9 Ведущие средства общения со взрослыми у детей дошкольного возраста с ЗПР (п1 = 8; п2 = 7).

Группа

Экспериментальная

Контрольная

Ведущие средства общения

после обучения

До обучения

после обучения

До обучения

Экспрессивно-мимические

Предметно-действенные

Речевые

1

0

7

3

0

5

1

0

6

2

0

5

Таким образом, большинству дошкольников с ЗПР, участвовавших в эксперименте, наиболее характерны речевые средства общения со взрослым, формирующие эксперименты не оказали решающего влияния на изменение ведущих средств общения у детей из экспериментальной группы.

В результате наших исследований была установлена возможность целенаправленного влияния на формирование внеситуативных форм общения у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. По нашему мнению в специальных дошкольных учреждениях необходимо уделять этой работе особое внимание и начинать ее как можно раньше. Формирование внеситуциативных форм общения может осуществляться как на специальных занятиях, так и вне их: во время игр, в уголке книги, в свободном общении детей с педагогами.

В ходе занятий учителям-дефектологам и воспитателям следует формировать у детей познавательные мотивы общения, вовлекать их в беседы на познавательные темы. Формирование интереса к книге, как источнику, содержащему множество интересных фактов. Должно стать одной из главных задач, стоящих перед педагогами во время занятий по развитию речи на основе ознакомления с окружающим и чтения книг. Все это, по нашему мнению, будет способствовать возникновению реальной платформы для овладения детьми внеситуативно-познавательной формы общения.

Следует также организовать специальные занятия, которые могли бы позволить детям общаться со взрослыми в рамках внеситуативно-личностной формы общения. Эта работа может быть включена, как составная часть, в занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим, чтением книг, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры. Особенно удобно сочетать этот вид работы с дидактической игрой "Оцени поступок", направленной на нравственное воспитание дошкольников. Особое внимание во время таких занятий следует уделять преодолению ситуативности в контактах детей со взрослым. Для этого нужно постоянно переходить в беседах от простой констатации фактов к оценке и характеристике людей, явлений, обсуждению обобщенных тем, таких как смелость, частность, дружба. Особой задачей перед взрослым во время проведения бесед является согласование мнений педагога и детей.

Во время общения с детьми, как познавательного, так и личностного, необходимо постоянно стимулировать их активность. С этой целью педагогам и воспитателям следует поощрять любую попытку ребенка рассказать о случаях, знакомых ему по книгам, фильмам, мультфильмам или из собственной жизни, сходных с обсуждаемыми. Дошкольники должны почувствовать, что их понимают, им сопереживают, к их мнению прислушиваются.

Так организация работы по развитию общения детей с задержкой психического развития будет способствовать успешному овладению ими внеситуативными формами общения со взрослыми.

На основе данных, полученных нами в ходе эксперимента, мы сделали ряд выводов о развитии коммуникативной деятельности у дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии.

По результатам эксперимента мы определили, что для большинства детей с ЗПР в возрасте 5-7 лет наиболее характерной является ситуативно-деловая форма общения, т.е. общение со взрослым проще и естественнее для них происходит на фоне деловых контактов. Внеситуативные формы общения у них развиты крайне слабо: они обычно пренебрегают познавательными контактами и беседами на личностные темы. Лишь у немногих дошкольников с ЗПР к 7 годам начинает преобладать внеситуативно-познавательная форма общения.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11

Это интересно:

Этапы чтения
Какой бы характер ни носило чтение, в нем можно условно выделить некоторые этапы. Правда, в зависимости от опыта и привычек читающего, от задач и характера чтения эти этапы могут быть разными, могут менять свою очередность. Например, при поверхностном чтении отсутствует ряд этапов по сравнению с уг ...

Дизартрия как сложное речевое нарушение
Дизартрия – одно из самых частых расстройств речи. В настоящее время ее значение для детской практики резко возросло в силу того, что недостаточность двигательного отдела центральной нервной системы в раннем детском возрасте становится все более обычным явлением. В частности, дизартрия является одн ...

Педагогические условия эффективного обучения первоклассников чтению и письму
Дидактический принцип определяется в педагогике и методике как основное исходное положение процесса обучения. Это положение формулируется исходя из объективно существующих закономерностей, которые постоянно проявляются в обучении детей любому учебному предмету. Как обобщение выявленных закономернос ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru