Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Формирование научного творчества в школе

Страница 1

Общеизвестно, что развитие лицейского и гимназического образования в нашей стране сдерживалось искусственно. В настоящее время можно отметить, что эти учебные заведения заняли достойное место в системе просвещения, Но в связи с быстротой роста лицеям и гимназиям не удалось избежать старой болезни, которая в мировой педагогике именуется интеллектуализмом.

Симптом этой болезни - обучение по принципу «чем больше, тем лучше». В соответствии с этим принципом во многих лицеях и гимназиях установлен жесткий контроль за уровнем знаний учащихся. Если за некоторый промежуток времени ученик не смог овладеть определенным объемом знаний, говорят о его неспособности к обучению или, скажем попросту, о его бездарности. Но вот вопрос - смогли бы в таких лицеях и гимназиях получить образование поэт В.А. Жуковский, скульптор О. Роден, изобретатель Т. Эдисон, химик Ю. Либих и др.? На этот вопрос можно с определенной уверенностью сказать, что не смогли бы! У каждого из них были большие проблемы с учебой, и учителя единодушно признавали их бездарями и тупицами. То есть, если гимназия или лицей заражены интеллектуализмом, то у педагогов есть большой шанс признать бездарями будущих Жуковских, Роденов, Эдисонов и Пибихов - повторить ошибки школы прошлого.

С точки зрения современной педагогической науки обучение должно быть ориентировано на развитие личности. А каждая личность развивается по-своему. В связи, с чем построение учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей личности чрезвычайно актуально.

Развитие творческих способностей - одно из самых важных направлений работы педагогов по формированию личности ребенка. С позиций современной психологии способность предложить оригинальное решение зависит не только от знаний, но и от специфических черт мышления, от целого ряда свойств личности.

Формируемый в процессе учебы опыт научного творчества учащихся имеет как компоненты, характерные для всех видов творчества, так и специфические, связанные с той наукой, в рамках которой он формируется (физика, химия, математика, др.). К компонентам, общим для всех видов творчества, можно отнести способность творчески мыслить, способность к выявлению проблем и способность к сотрудничеству. Специфичными для той или иной науки являются: мотивация творчества; опыт использования различных знаний; решенные учеником учебные творческие задачи (проблемы); опыт технического творчества (если он необходим).

Мотивация творчества относится к самым важным компонентам опыта творческой деятельности. От сформированности мотивов зависит, пожелает ли учащийся решать творческие задачи или нет, предложит ли оригинальное решение. Мотивация творчества может быть обусловлена интересом к той или иной науке, осознанием необходимости изучения соответствующего школьного предмета для подготовки к будущей профессии. На мотивацию оказывает влияние мнение одноклассников, родителей и учителя. Немаловажен мотив самоутверждения. У учащихся, изучающих школьный предмет по углубленной программе, этот мотив достаточно распространен. Они часто решают творческие задачи, чтобы проверить правильность выбора школьного предмета для углубленного изучения, а также чтобы самоутвердиться как личность. Мотивацию творчества существенно повышает удовлетворение, получаемое от решения творческих задач.

Способность мыслить творчески - самая важная составляющая опыта творческой деятельности.

Способность к выявлению проблем обусловлена обостренным, во многом интуитивным, чувством противоречия между сложившимися представлениями о каком-то явлении (предмете) и имеющимися фактами, а также между свойствами предметов и возможностями их использования. От того, насколько учащиеся способны увидеть проблему и уяснить ее сущность, зависит успех ее решения.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Физическая подготовленность и педагогический контроль
Информированность учителя и ученика о физической подготовленности на любом отрезке процесса обучения необходима для управления этим процессом. Ученик призван быть сознательным участником этого процесса. Участие его, помимо выполнения указаний и требований учителя на уроке, состоит еще и в том, что ...

Игры и их классификации
Классификация игр, существующая на данный момент в педагогической литературе, отличается разнообразием. Выделим несколько основных разновидностей. Можно различать игры по следующим основаниям: по области деятельности, игровым методикам, характеру педагогического процесса, по игровой среде, целям, с ...

Разработка уроков по работе над многозначными словами
1. Однозначные и многозначные слова (первый урок) На этом уроке реализуются следующие цели: а) познавательные — ознакомление с понятиями «однозначные и многозначные слова» и со способами отражения в словарной статье толкового словаря разных значений многозначного слова; б) практическая — формирован ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru