Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Формирование научного творчества в школе

Страница 2

Следует отметить, что условия, в которых находятся многие гимназисты и лицеисты, не способствуют выработке у них способности к выявлению проблем. Препятствием этому служит, как ни парадоксально, стремление педагога преподнести содержание как можно логичнее. В этом стремлении учитель устраняет все противоречия, которые могут возникнуть у ученика при подготовке к уроку. В результате такое благое намерение учителя невольно может привести к тому, что для ученика все становится ясным. Он не видит никаких противоречий, да уже и не старается их разглядеть. Налицо педагогический парадокс, суть которого можно сформулировать так: "Если учитель объясняет очень хорошо, то это может быть плохо для развития ученика". Наличие этого парадокса совсем не означает, что учителю не следует стремиться объяснять логично. Просто при формировании у учащихся опыта творческой деятельности нужно специально обратить внимание на обучение выявлению проблем. Такое обучение осуществляется с помощью специальных задач, которые построены так, чтобы учащиеся выявляли проблемы и предлагали пути их решения.

Практика показывает, что далеко не все учащиеся способны к творческому сотрудничеству. Так, нередки случаи, когда у учеников, имеющих хорошую память и логическое мышление (высокий интеллект), часто возникает большое самомнение. Психологи называют это завышенным уровнем самооценки. Эти учащиеся утрачивают способность слышать других. Особенно если высказывается одноклассник, который имеет не такие большие, как они, успехи в учебе. Мало того, к их идеям они проявляют пренебрежительное отношение. Практически отсутствует способность к сотрудничеству у многих неуспевающих учащихся. Они просто не хотят высказывать свои мысли, боясь оказаться некомпетентными. Нередко неспособность к сотрудничеству связана к проявлением нетерпимости некоторых учащихся друг к другу. Таким образом, способность учащихся к творческому сотрудничеству во многом связана с формированием здоровых межличностных отношений в классе или, иными словами, с построением гуманистической микро-социальной среды. Без гибких и осознанных знаний творчество невозможно. В то же время творчество можно рассматривать как средство повышения гибкости и осознанности знаний учащихся. Получается как бы замкнутый логический круг. Выход из него - постепенное приобщение учащихся к творчеству, т.е. предоставление задач, соответствующих уровню их знаний. Творческие задачи можно также рассматривать, как средство повышения способности учащихся проводить осмысление и переосмысление. Без такой способности (рефлексии) достижение высокого качества знаний невозможно.

Страницы: 1 2 

Это интересно:

Индивид и общность в понимании П. Наторпа
Рассматривая основные законы развития общества, П. Наторп указывал на три, с его точки зрения, основных компонента социальной жизни: - организация труда (уровень развития производительных сил общества); - политико-правовая организация (основные социальные и юридические нормы, определяющие функциони ...

Модель Раша
Система тестирования на основе модели Раша обладает важными достоинствами, среди которых, прежде всего, необходимо отметить следующие. Модель Раша превращает измерения, сделанные в дихотомических и порядковых шкалах в линейные измерения, в результате качественные данные анализируются с помощью коли ...

Реализация содержательных компонентов технологии игрового обучения на уроке литературы. Тайны поэмы «Мертвые души»
Цель урока: используя содержательные компоненты игрового обучения, помочь учащимся увидеть смысл и идею поэмы. В ходе урока могут быть предложены следующие вопросы и задания. Учитель: Что отличает Н.В.Гоголя от тех писателей, с которыми мы познакомились? Учащиеся: Прежде всего то, что Гоголь был гл ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru