Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Следует отметить, что условия, в которых находятся многие гимназисты и лицеисты, не способствуют выработке у них способности к выявлению проблем. Препятствием этому служит, как ни парадоксально, стремление педагога преподнести содержание как можно логичнее. В этом стремлении учитель устраняет все противоречия, которые могут возникнуть у ученика при подготовке к уроку. В результате такое благое намерение учителя невольно может привести к тому, что для ученика все становится ясным. Он не видит никаких противоречий, да уже и не старается их разглядеть. Налицо педагогический парадокс, суть которого можно сформулировать так: "Если учитель объясняет очень хорошо, то это может быть плохо для развития ученика". Наличие этого парадокса совсем не означает, что учителю не следует стремиться объяснять логично. Просто при формировании у учащихся опыта творческой деятельности нужно специально обратить внимание на обучение выявлению проблем. Такое обучение осуществляется с помощью специальных задач, которые построены так, чтобы учащиеся выявляли проблемы и предлагали пути их решения.
Практика показывает, что далеко не все учащиеся способны к творческому сотрудничеству. Так, нередки случаи, когда у учеников, имеющих хорошую память и логическое мышление (высокий интеллект), часто возникает большое самомнение. Психологи называют это завышенным уровнем самооценки. Эти учащиеся утрачивают способность слышать других. Особенно если высказывается одноклассник, который имеет не такие большие, как они, успехи в учебе. Мало того, к их идеям они проявляют пренебрежительное отношение. Практически отсутствует способность к сотрудничеству у многих неуспевающих учащихся. Они просто не хотят высказывать свои мысли, боясь оказаться некомпетентными. Нередко неспособность к сотрудничеству связана к проявлением нетерпимости некоторых учащихся друг к другу. Таким образом, способность учащихся к творческому сотрудничеству во многом связана с формированием здоровых межличностных отношений в классе или, иными словами, с построением гуманистической микро-социальной среды. Без гибких и осознанных знаний творчество невозможно. В то же время творчество можно рассматривать как средство повышения гибкости и осознанности знаний учащихся. Получается как бы замкнутый логический круг. Выход из него - постепенное приобщение учащихся к творчеству, т.е. предоставление задач, соответствующих уровню их знаний. Творческие задачи можно также рассматривать, как средство повышения способности учащихся проводить осмысление и переосмысление. Без такой способности (рефлексии) достижение высокого качества знаний невозможно.
Это интересно:
Различные исторические подходы к изучению игровой деятельности ребенка
Слово «игра», «играть» в русском языке чрезвычайно многозначно. Слово «игра» употребляется в значении развлечения, в переносном-«игра с огнем»-и чего-то необычного- «игра природы»-или случайного-«игра судьбы». Слово «играть» употребляется в значении развлечения, исполнения какого-либо музыкального ...
Игра как средство воспитания дошкольников
Ведущий вид деятельности дошкольника - это игра. Именно в ней во взаимодействии с педагогом формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к младшему школьному возрасту. Игра - это работа детей. В ходе игры малыши всерьез заняты овладением новыми для них сенсорными и моторны ...
Организация проблемного обучения
Организация проблемного обучения в практике имеет определенные сложности. Основные трудности, по мнению М.И. Махмутова, связаны с недостаточной разработанностью методики организации проблемного обучения в разных типах учебных заведений, сложностью подготовки учебного материала в виде проблемных поз ...