Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
На открытый вопрос 'Что Вам не нравилось в школьных учебниках по истории?' респонденты отвечали гораздо менее активно – 72% затруднились с ответом. Среди ответивших (28% респондентов) большинство (6% от выборки в целом) говорили, что им не нравились темы, связанные с КПСС, марксизмом-ленинизмом, партийными съездами. Некоторые были недовольны тем, что в учебниках им навязывалась определенная точка зрения (3%); искажались исторические факты (2%). Другие сетовали на слишком большой объем информации; «недоходчивое изложение»; «нудное изложение фактов»; «зубрежку дат» (по 2%).
Вопрос присутствия в учебниках оценок исторических событий и деятелей является одним из ключевых в данной теме. Мнения россиян по этому вопросу распределились практически поровну: 38% опрошенных полагают, что учебники должны содержать только факты и не включать оценок, 40% убеждены, что такие оценки в учебниках быть должны. Причем отметим, что в целом паритет мнений сохраняется во всех возрастных и образовательных группах.
Население в целом |
Как Вы думаете, в школьном учебнике истории должны присутствовать разные точки зрения на одно и то же событие, историческую фигуру, или только одна точка зрения? | ||
разные |
одна | ||
Доли групп |
100 |
60 |
21 |
При советской власти по каждому историческому периоду существовал один школьный учебник. Сейчас по каждому периоду есть не один, а несколько учебников, одобренных Министерством образования. Как Вы думаете, какой порядок правильнее: прежний, когда был один учебник, или нынешний, когда есть несколько учебников на выбор? | |||
Прежний |
52 |
53 |
65 |
Нынешний |
24 |
31 |
18 |
Затрудняюсь ответить |
24 |
16 |
17 |
В целом же примерно 30% россиян руководствуются следующим императивом в отношении учебников по истории: они должны предъявлять разнообразие суждений, но одновременно это разнообразие должно быть представлено одним-единственным учебником.
Отметим: большинство россиян (56%) убеждены в том, что представители власти должны контролировать содержание учебников по истории. И основным аргументом сторонников этой позиции (их попросили мотивировать ее в ответах на открытый вопрос), как нетрудно догадаться, является то соображение, что «без властей» в учебники пролезет всякая «неправда»: «в целях избежания коверкания истории»; «автор может и приукрасить»; «вдруг неправду напишут» (20% респондентов).
Противоположной точки зрения – что власти не следует контролировать содержание учебников по истории – придерживаются 13% россиян. Эта группа в ответах на соответствующий открытый вопрос мотивирует свою позицию тем, что власть может «переписывать историю под себя» (4% опрошенных); что за содержанием учебников лучше следить специалистам-историкам (3%).
Лишь каждый пятый взрослый россиянин (включая тех, кто окончил школу совсем недавно) знаком с содержанием постсоветских учебников, тогда как 76% – не знакомы. Мнения респондентов относительно новых учебников разделились – 9% ими в целом довольны, 10% – недовольны. Удовлетворение чаще выражают молодые респонденты (15%), недовольство – респонденты среднего возраста (14%). Сравнивая нынешние учебники по истории с прошлыми, респонденты также не пришли к единому мнению. 7% опрошенных полагают, что новые учебники отличаются в лучшую сторону, 8% – что в худшую, 8% затруднились с ответом.
Это интересно:
Функциональная пропедевтика
Пропедевтика (от греч. propaideuo — предварительно обучаю), введение в какую-либо науку, предварительный вводный курс, систематически изложенный в сжатой и элементарной форме. В дидактике под пропедевтикой вообще понимают подготовительный курс, представляющий введение в какую-либо науку или учебный ...
Понятие «качество образования»
Качество образования — это комплекс характеристик образовательного процесса, определяющих последовательное и практически эффективное формирование компетентности и профессионального сознания. Здесь можно выделить три группы характеристик: качество потенциала достижения цели образования, качество про ...
Методика разучивания танцевальных элементов и танцев с детьми 6-7 летнего
возраста
Анализ психолого-педагогической литературы и опыт учителей-практиков, музыкальных работников, психологов, врачей позволяет утверждать, что развитие танцевальных на каждом возрастном этапе происходит различно. В младшем возрасте ребенок эмоционально откликается на музыку, что выражается в мимике, же ...