Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Специфика использования художественной литературы в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

Педагогика и воспитание » Нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы » Специфика использования художественной литературы в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

Страница 1

Проанализировав результаты констатирующего этапа эксперимента, мы сформировали цель формирующего этапа эксперимента: проверить влияние художественной литературы на развитие нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста.

Задачами формирующего эксперимента явились проверка разработанной на основе выявленных положений системы развития нравственной воспитанности старших дошкольников в процессе совместной деятельности. В круг задач воспитательной работы были введены элементы нравственного просвещения и воспитания, в частности, с основами нравственной воспитанности человека и гуманистической культуры, формирования нравственных убеждений, связанных социально одобряемым поведением, нетерпимостью к фактам безнравственности.

Важным условием эффективной подготовки детей по нравственному воспитанию, способствующему самоопределению личности в системе нравственных ценностей, явилось использование художественной литературы. В структуру содержания воспитания был специально введен нравственно-просветительский материал, освещающий базовые проблемы этической культуры социальной среды и человека.

Методики работы с детьми вы выбирали опираясь на следующие особенности развития связной речи старших дошкольников которые выделяют психологи Д.Б. Эльконин, А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский и др. и методисты О.С. Ушакова, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, А.М. Бородич, М.М. Алексеева и В.И. Яшина:

1. Дети хорошо понимают прочитанное отвечают на вопросы по содержанию и способны пересказать сказку, короткие рассказы.

2. Дети способны выстроить рассказ по серии картин, изложить развязку кульминацию к развязке. Кроме того, они могут вообразить события, предшествовавшие изображенному на картине, а также и последующие, то есть выйти за её пределы. Иначе говоря, дети учатся составлять рассказ самостоятельно.

З. Дети старшего дошкольного возраста способны не только увидеть в картине главное и существенное, но и заметить частности, детали, передать тон, пейзаж, состояние погоды и т.д.

4. Старшие дошкольники могут дать описание игрушки, составить сюжетный рассказ, об одной или нескольких игрушках, показать рассказ - инсценировку по набору игрушек.

5. В диалогической речи дети пользуются, в зависимости от контекста, краткой или развёрнутой формой высказывания.

6. Наиболее яркой характеристикой речи детей шестого года жизни является активное освоение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение).

Таким образом, мы выяснили особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Для них характерен достаточно высокий уровень развития связной речи.

Методика № 1.

Воспитательное воздействие оказывает содержание литературных произведений, начиная с произведений устного народного творчества. Содержание картин, народных игрушек и пособий развивает у детей любознательность, гордость и уважение к их создателям.

Методика № 2.

Рассказывание группами (командами), совместно, предполагает и умение договариваться между собой, в случае необходимости помогать товарищу, уступать ему и т.д.

Методика № 3.

Театрализованная постановка мини-рассказа, сказки, показать рассказ - инсценировку по набору игрушек.

Помимо повседневного общения, задача воспитания нравственности детей решается на занятиях по ознакомлению с художественной литературой и на специальных речевых занятиях. Например, разбор пословицы предварял чтение некоторых художественных произведений, подводя детей к осознанию его идеи.

Приведем фрагмент занятия

Перед чтением чувашской сказки «Мышка Вострохвостик» (история о мышке, которая отправилась путешествовать на арбузной корке; звери, попросившиеся на кораблик, когда закончились припасы, во всех бедах обвинили мышку) педагог выясняет, как понимают дети выражение «настоящий друг». Затем предлагает объяснить значение слов «чудный день». Дети говорят, что это пословица о плохих друзьях, потому что они только до беды дружат, а потом бросают своего друга.

После обобщения ответов педагог предлагает внимательно прослушать сказку и решить, о настоящих ли друзьях здесь идет речь. В процессе обсуждения содержания сказки воспитатель уточняет: «Как вы думаете, стали ли звери настоящими друзьями мышке?» И подчеркивает: «Недаром в народе говорится: «Плохи друзья, коли до черного дня».

Страницы: 1 2

Это интересно:

Формирование социально-бытовых навыков в рамках трудового воспитания
За время пребывания в дошкольном учреждении у ребят должны быть развиты необходимые физиологические и психологические предпосылки, физическое здоровье, выносливость, самостоятельность, целеустремленность. Содержание трудового воспитания определено программой и включает в себя: 1) ознакомление с тру ...

Музыка как средство духовного воспитания школьников-подростков
В рамках общеобразовательной школы одним из средств, способствующих фор­мированию и развитию у учащихся ка­честв духовно-нравственного порядка, является музыкальное искусство, по­скольку оно отражает мир целостно, в единстве истины, добра и красоты, и на­правлено на познание, прежде всего внут­ренн ...

Двигательные умения и навыки
Двигательное умение — способность неавтоматизированно управлять движениями. Умение выполнять движения в результате повторения переходит в навык. Двигательный навык — автоматизированный способ управления движениями. Движение при повторении в одних и тех же условиях постепенно становится привычным: в ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru