Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Информирование учащихся о религии в любом виде всегда сопровождается выработкой определенного отношения к ней. Наличие или отсутствие в курсах общего или профессионального образования сведений о религии, полнота или неполнота этих сведений, то или иное научное качество, те или иные трактовки, определяют не только грамотность, качество образования учащихся в области знаний о религии, но и формируют их отношения к религии, конкретным религиозным конфессиям, представителям той или иной религиозной культуры. И здесь открывается большой простор для манипулирования информацией, замены важной информации на второстепенную, упущений информации или, наоборот, излишнего внимания к деталям. Именно составитель информации о религии определяет отношение к ней, которое преимущественно будет формироваться в обучении.
По моему мнению, не следует нивелировать воспитательный потенциал религиоведения (отношение к религии является значимым параметром, в любом мировоззрении), а использовать его. Тогда религиоведческое образование может быть знакомством учащихся с религией как значительным феноменом индивидуальной и общественной жизни, что определяет уважение к национальному и мировоззренческому наследию вне зависимости от личного отношения к религии.
В случае углубленного изучения научно-философского религиоведения на добровольной основе оно может служить воспитательную задачу обеспечения мировоззренческого выбора, когда знания о религии, в том числе критического свойства даются учащимся в контексте обсуждения проблемных вопросов, в сопоставлении ответов на них о нерелигиозных системах взглядов на мир, в философских учениях. В другом случае школьное религиоведение может решить задачи приобщения учащихся по их свободному выбору к ценностям религиозной культуры, составляющим часть традиционного жизненного уклада семьи, этноса, нации, что оказывается близко к воспитательным задачам и содержанию религиозного образования в светской школе.
Можно попытаться определить особенности религиоведческого образования отталкиваясь от специфических целей религиозного образования. Тогда в качестве таких особенностей можно отметить, что религиоведческое образование, в отличие от религиозного, не должно преследовать целей:
1)вовлечение учащихся в ту или иную религиозную организацию (религиозное объединение, группу) получение в ней определенного статуса или положения;
2)получение учащимися знаний о религии для того, чтобы иметь возможность более эффективно достигать религиозных целей в своей жизни и деятельности.
Первое из приведенных отличий не означает, что учащийся религиоведческого курса не пойдет в храм и не станет молиться. Преподаватель всего лишь не ставит перед собой цель вовлечения в религиозную организацию.
В разных регионах России ныне все шире распространяется практика добровольного, систематического и всестороннего изучения в общеобразовательной школе одной конкретной религиозной культуры, традиции в форме учебного предмета по выбору учащихся и (или) их родителей (“Основы православной культуре”, “Православная культура”, “Исламская культура”, “Традиция иудаизма” и т.п.) Эти учебные курсы по своему содержанию приближаются к модели конфессионально ориентированного религиозного образования в светской школе, которая принята практически во всех цивилизованных странах.
Это интересно:
Особенности логического мышления младших школьников
Процесс мышления и речи составляет сложные единства. Мышление не "связано" с языком, но выражено в языке это было с предельной четкостью высказано К. Марксом, который говорил о том, что язык есть непосредственная действительность мысли. Несмотря на то, что в онтогенезе отношения мышления ...
Методы и инструменты исследования взаимодействия стилей воспитания и
последствий ошибок восприятия и транслирования семейных отношений
Для анализа взаимозависимости стилей воспитания и уровня эгоцентризма подростков мы выбрали две проективные методики, одна из которых показывает восприятие подростком семейной ситуации (ADOR, сокращено «Подростки о родителях») и проективный тест эгоцентрических ассоциаций (ЭАТ), выявляющий уровень ...
Педагогическая сущность процесса социализации
Педагогическая сущность процесса социализации предполагает рассмотрение средств социализации. В самом общем смысле это — элементы окружающей среды, которые оказывают социализирующее воздействие и проявляют себя на разных уровнях. В одних случаях педагогическим средством в процессе социализации стан ...