Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Педагогические условия реализации личностной концепции выпускников общеобразовательной школы в системе дополнительного образования

Педагогика и воспитание » Проектирование познавательной среды для выпускников общеобразовательной школы в системе дополнительного образования » Педагогические условия реализации личностной концепции выпускников общеобразовательной школы в системе дополнительного образования

Страница 6

Таблица позволяет провести анализ сформированности каждого анализируемого умения. Так как наличие у учащихся содержательных знаний проверялось до начала эксперимента, а соответствующие пробелы восполнялись, то результаты данного анализа демонстрируют, в какой степени учащиеся могли применить эти знания для выполнения заданий. Анализ данных таблицы показывает, что ни одно из умений не сформировано полностью. Наибольшие затруднения вызвали 3, 4, 5 и 6 задания, т.е. задания проблемного характера. Неожиданными оказались результаты ответа на 7 вопрос, ибо, как показала последующая беседа с учащимися, они владели необходимыми знаниями о строении клетки и химической природе перечисленных в задании веществ, однако в одном случае не смогли соотнести целое и часть, а в другом - систему и ее элементы. Анализ проводился в классах профильных, поэтому достаточно высокий общий процент (45,5%) частичной или полной сформированности указанных умений вполне понятен. Данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента в обычных классах, значительно ниже.

Целью констатирующего этапа являлось выявление стартового уровня сформированности учебно-познавательных умений у выпускников. В соответствии с критериально - уровневым подходом выделены следующие уровни: низкий, средний, высокий.

Проведенное нами исследование выпускников общеобразовательных школ г. Ставрополя позволило выявить следующие факты. Количественный и качественный анализ начальных результатов показал, что первоначальный уровень сформированности учебно-познавательных умений был диагностирован как невысокий.

Исходя из общих показателей уровня развития учебно-познавательных умений в соответствии с выбранными критериями 32,4 процентов (201 человек) обследованных выпускников общеобразовательных школ г. Ставрополя были отнесены к низкому уровню, соответственно 60,3 процентов (374 человек) – к среднему. И только у 4,3 процентов (25 человек) уровень развития умений декодирования невербальной информации был диагностирован как высокий. Количественная оценка распределилась следующим образом: низкий уровень – 7-10 баллов; средний уровень – 11-18 баллов; 19-21 баллов.

Рассмотрим содержательную характеристику уровней развития учебно-познавательных умений у выпускников общеобразовательных школ.

Высокий уровень развитым умением анализировать текст, выделяя в нем главные идеи. Учащиеся могли отвечать правильно на вопросы по тексту, находить объект, подлежащий опознанию; точно воспроизводить свою и чужую мысль; определять понятие; формулировать проблему; переформулировать идею в разных вариантах; классифицировать грамматические феномены.

Средний уровень развития учебно-познавательных умений характеризуется относительной сформированностью понимания лингвистических феноменов. У респондентов в большинстве случаев не сформировано прямое грамматическое значение слов. Испытуемые не рационально используют имеющийся запас сведений, не могут выделить главное, сформулировать проблему, классифицировать грамматические феномены.

Низкий уровень недостаточной сформированность учебно-познавательных умений. Субъекты, представляющие данный уровень, не смогли в достаточной мере освоить способ выполнения интеллектуальных действий. Допускаемые ошибки нельзя интерпретировать как «досадные», следствие невнимательности, поскольку они появлялись постоянно. Данный уровень характеризуется несформированностью умений правильно на вопросы по тексту, находить объект, подлежащий опознанию; точно воспроизводить свою и чужую мысль; определять понятие; формулировать проблему; переформулировать идею в разных вариантах; классифицировать грамматические феномены.

Полученные на стадии констатирующего эксперимента данные и определенные уровни развития учебно-познавательных умений позволили нам определить гипотезу и цели формирующего эксперимента. Формирующий эксперимент имел своей целью доказать эффективность предложенной дидактической технологии, обеспечивающей учебно-познавательных умений у выпускников общеобразовательных школ. Рабочая гипотеза выглядела следующим образом: целенаправленное и последовательное обучение в условиях спроектированной нами познавательной среды будет способствовать повышению уровня развития учебно-познавательных умений у выпускников общеобразовательных школ.

В ходе эксперимента предстояло также определить зависимость между экспериментальным спецкурсом и степенью повышения уровней развития учебно-познавательных умений.

Реализация целей и задач исследования привела к необходимости создания программы спецкурса, предназначенной для развития учебно – познавательных умений. При создании и осуществлении программы мы учитывали традиционные дидактические принципы (систематичность и последовательность воспитания и обучения; постепенность усложнения материала и др.), современные педагогические принципы (гуманизация обучения и воспитания; широкое использование разнообразных методов и приемов; комплексный подход к обучению; создание положительного эмоционального фона).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Это интересно:

Понятие учебной программы как одного из компонентов эскизной модели педагогической системы
У ч е б н а я п р о г р а м м а - это документ. в котором в соответствии с требованиями к личности будущего специалиста определено содержание обучения и наиболее целесообразные способы организации его усвоения учащимися. Приведенное определение понятия “ учебная программа “ соответствует сложившему ...

Методические разработки по теме: "Простые и сложные вещества"
Цель урока: Знать определение атома, молекулы, простого и сложного вещества. Уметь различать простые и сложные вещества; смеси и сложные вещества. Знать отличие смеси и сложного вещества. Оборудование: Шаровые модели молекул воды, Штатив с пробирками, реактивы (железо, вода, сера, карбонат кальция) ...

Основные принципы интегрированного обучения
Интегрированный обучение – одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в непоколебимые школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Не является исключением и химия. Школьный предмет «Химия» является интегрированным. Он весь пронизан межпредметны ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru