Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Педагогические условия реализации личностной концепции выпускников общеобразовательной школы в системе дополнительного образования

Педагогика и воспитание » Проектирование познавательной среды для выпускников общеобразовательной школы в системе дополнительного образования » Педагогические условия реализации личностной концепции выпускников общеобразовательной школы в системе дополнительного образования

Страница 10

По своему социальному значению и роли в жизни общества, уча­щихся, их родителей дополнительное образование имеет перед основным ряд не­оспоримых преимуществ:

возможность свободного выбора занятий;

существование интересов учащихся к внеучебной деятельности;

наличие свободного времени для обучения.

Именно потому, что занятия в учреждениях дополнительного образо­вания не являются обязательными, а становятся результатом свобод­ного выбора, основанного на желании, осуществляемого без всякого принуждения извне, деятельность в этих учреждениях приносит уча­щимся большое удовлетворение, настоящее удовольствие, которое ча­сто многократно превышает удовлетворение от учебы в школе. Кроме того, старшеклассник может осуществить выбор занятия без боязни ошибиться в нем. В этом содержится одно из преимуществ дополнительного образования, которое позволяет старшекласснику пробовать свои силы в самых разных видах деятельности. При этом сам выбор занятий может ха­рактеризоваться как узким практицизмом, так и обращением к их широкой социальной перспективе, возможности удовлетворить в них самые разнообразные потребности.

Таким образом, дополнительное образование может рассматриваться как свободная деятельность, осуществляемая в свободное время. Применительно к старшекласснику это означает: во-первых, наличие сферы, свободной от непреложных дел; во-вторых, сознательное стремление молодых людей определенным образом использовать это время и отсюда — самостоятельный выбор варианта возможных действий; в- третьих, способность осуществить поставленную цель; в-четвертых, само действие.

Таким образом, дополнительное образование неразрывно связано не просто со свободным временем, а со свободой человека, более того, оно несет с собой эту свободу, предоставляя учащимся возмож­ность выбора тех или иных занятий и получения от них радости, удо­вольствия, пользы, наслаждения. При этом степень свободы субъекта дополнительного образования определяется соответствием избран­ных видов деятельности стремлению личности реализовать себя в них. Однако не следует рассматривать эту свободу как нечто безграничное, безразмерное, необъятное. Она всегда ограничена, в том числе и в сфере дополнительного образования.

Первое ограничение свя­зано с появлением определенных обязанностей у учащихся, как только они сделали свой выбор в пользу того или иного вида деятельности.

Второе ограничение свободы в сфере дополнительного образова­ния связано всегда с выбором (из имеющихся возможностей) занятий тем или иным видом деятельности.

Третье ограничение несет на себе печать специфики дополнитель­ного образования в современных российских условиях, когда, наряду с бесплатными его формами, существует значительное количество платных видов образовательной деятельности (дополнительных обра­зовательных услуг).

Таким образом, дополнительное образование становится перспективным механизмом свободного самовыражения, серьезным фактором самореализации старшеклассника, составляет одну из главных причин растущего интереса проявляемого учащимися к дополнительному образованию.

Возрастающий запрос на нестандартное мышление, делает особо значимой проблему подготовки обучающихся старшеклассников к творческой инновационной деятельности. Однако общеобразовательная школа не всегда способна предоставить достаточные условия для развития творческого потенциала (и, прежде всего, творческого мышления) для подрастающего поколения. Именно поэтому вопрос о проектировании познавательной среды для выпускников общеобразовательных школ в системе дополнительного образования является особенно актуальным.

В ходе диссертационного исследования проведен научно – теоретический анализ современного состояния проблемы проектирования познавательной среды для выпускников общеобразовательной школы. Познавательная среда рассмотрена в широком и узком смысле. В широком смысле познавательная среда – это совокупность социокультурных и психолого – педагогических условий, в которых осуществляется интеграция эмоционально-волевого, личностно – качественного и когнитивного (познавательного) начал. В узком (педагогическом смысле) познавательная среда – это совокупность всех педагогических условий, которые способствуют возникновению познавательного интереса, развивают учебно-познавательные умения (быстрота (скорость) выполнения различных по характеру заданий, выбор оптимального хода решения заданий).

Функционирование целостного процесса проектирования познавательной среды для выпускников общеобразовательной школы тесно связано с определением содержания, критериев и уровней этого процесса; разработкой межпредметных культурологических модулей, раскрывающих дидактические требования, необходимые для развития учебно – познавательной деятельности выпускников.

Основными этапами проектирования познавательной среды выступают: 1) теоретическое обоснование; 2) выработка технологических процедур; 3)разработка методического инструментария; 4) подбор и составление методик замера результатов реализации педагогического замысла.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11

Это интересно:

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru