Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Методика преподавания наречий

Страница 2

Можно воспользоваться примером В. В. Виноградова [2]. Сопоставляя конструкции делать зло – зло смеяться – лицо зло, где слово зло в первом случае является именем существительным, во втором – наречием, в третьем – кратким прилагательным, семиклассники убеждаются, что существительное зло может изменяться, например, по падежам: делать зло, не делать зла, бороться со злом и т.д. Краткое прилагательное зло тоже изменяться, например по родам (лицо зло, собака зла, он зол). Но невозможно представить сочетания слов, при которых могло бы измениться наречие: я смеюсь зло, он смеется зло, мы смеемся зло, ответить зло и т.д. Осознав все эти особенности (семантические, синтаксические и морфологические), взятые в совокупности, учащиеся воспринимают наречие как самостоятельную часть речи, противостоящую всем остальным.

Приемам разграничения наречий и других созвучных с ними словоформ в учебнике уделяется много внимания потому, что если наречие как часть речи не будет опознаваться учащимися достаточно хорошо, то не удастся ни обогатить речь учащихся наречиями, ни сформировать на должном уровне навыки правописания этой группы слов. Поэтому на первые занятия отводится три часа и предусматривается даже специальная контрольная работа на опознавание наречий (см. приложение).

Еще одна особенность наречия – «живописать» глагол – поясняется на определенном (лучше художественном) тексте, например таком:

А ночью лес принял неописуемо жуткий, сказочный вид: стена его выросла выше, и в глубине ее, между черных стволов, безумно заметались, запрыгали красные мохнатые звери.

Бесшумно разнообразно струились фигуры огня между черных стволов, и была неутомима пляска этих фигур. (М. Горький.)

Учащиеся видят, что в данном тексте одно из наречий определяет прилагательное, другое определяет наречие и три наречия определяют глагол. Это закономерно: наречие хотя и может относиться к различным самостоятельным словам, но чаще всего (до 60 % употребления) поясняет глагол.

Постепенно расширяя свои синтаксические функции, наречие стало примыкать и к причастиям (широко шагающий), и к деепричастиям (неуклюже подпрыгивая), и к числительным (почти двадцать), и даже к именам существительным в конструкциях типа кофе по-турецки, школа напротив, бег взапуски, совсем молодец, где наречие обозначает уже признак предмета.

Конструкции, когда наречие примыкает к имени существительному, характеризуются тем, что в языке нет синонимичного наречию прилагательного выполняет наречие. Подчеркивая эту любопытную особенность, некоторые ученые склонны даже квалифицировать наречия в таких словосочетаниях («сущ. + нареч.»), как «несклоняемые прилагательные»: «От наречий как части речи нужно отличать несклоняемые прилагательные, т.е. слова, обозначающие признак предмета (а не признак действия или другого признака) и сочетающиеся с существительными: глаза навыкате, яйцо всмятку.

В учебнике принята традиционная для русистики точка зрения на анализируемые словосочетания: примыкающие к имени существительному неизменяемые слова (шапка набекрень, яйцо вкрутую, волосы ежиком и подобные) рассматриваются как наречия. В центре же внимания, конечно, находятся типичные для наречия значения признака действия и признака признака, реализуемые через словосочетания «нареч. + глаг.», «нареч. + нареч.», «нареч. + прил.», «нареч. + прич.».

Не изучается в полном объеме роль наречий в предложении, поскольку учащиеся еще не имеют для этого необходимой синтаксической подготовки.

Основное внимание направляется на наиболее типичные, характерные для наречий синтаксические функции: наречие, примыкая к глаголу, обычно вступает в роли различных обстоятельств (ярко светит солнце, группа передвигалась пешком, тучи сплошь затянули небо, отряд выступил ночью, всюду идет стройка и т.д.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Индивид и общность в понимании П. Наторпа
Рассматривая основные законы развития общества, П. Наторп указывал на три, с его точки зрения, основных компонента социальной жизни: - организация труда (уровень развития производительных сил общества); - политико-правовая организация (основные социальные и юридические нормы, определяющие функциони ...

Дидактические карточки по теме: Вещества. Простые и сложные вещества. Физические свойства веществ
Часть А 1. Запишите определения. Химия – …………………………………………………………… . Вещество – ………………………………………………………… Химический элемент – ………………………………………… Свойства веществ – ………………………………………… 2. Заполните схему (схема 1). схема 1 Часть Б 3. Заполните таблицу (табл. 1). Таблица 1 Физические свойства веществ Вещество ...

Использование интернета при подготовке к урокам ОБЖ
Информационное общество предъявляет новые требования к системе образования. Теперь одной из её целей является формирование высокого уровня информационной культуры. Особая роль при этом отводится использованию ресурсов и возможностей Интернета в педагогической практике учителя. Сегодня уже не вызыва ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru