Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Методика преподавания наречий

Страница 1

В школьной программе наречие изучается в 7 классе и является последней частью речи в ряду знаменательных слов. Учащимся известен уже определенный круг слов-наречий и их роль в предложении. Задача изучения данной грамматической категории в 7 классе выявить своеобразие наречия как части речи, определить его место в системе других частей речи, выяснить общие и специфические для наречия признаки в сравнении с ранее изученными частями речи.

На изучение темы «Наречие» в программе отводится 22 часа и 5 часов на работу по развитию связной речи.

Наречие – неизменяемая часть речи, что позволяет противопоставить эту категорию всем остальным знаменательным словам. В учебниках тема «Наречие» членится по параграфам на несколько частей, имеющих специфические учебные задачи. Прежде всего, у учащихся формируется представление о наречии как о своеобразной лексико-грамматической группе слов, в силу своего происхождения обычно соотносимых с другими знаменательными словами: прилагательными (по прежнему пути – по-прежнему любить чтение), существительными (в миг этот страшный – вмиг уснуть), глаголами (ревмя реветь), числительными (вдвое), местоимениями (по-моему).

Наречие выступает как вторичное образование по отношению к основным частям речи, порождает трудности опознавания учащимися этой грамматической категории, поэтому семиклассники с самого начала вовлекаются в деятельность по узнаванию наречий в тексте. Сопоставляя предложения с наречиями и без них, учащиеся осмысляют роль наречий в высказывании, устанавливают их связи с другими словами и характер этих связей, определяют семантико-синтаксические функции наречных слов.

Такая деятельность делает актуальной для учащихся выделение тех основных признаков наречия, которые составляют основу определения этой части речи, а именно: наречие, примыкая к глаголу, прилагательному, другому наречию, обозначает прежде всего признак действия, а также признак признака; в предложении выполняет функцию обстоятельства и отвечает на обстоятельственные вопросы: как? каким образом? в какой степени? где? когда? и т.д.; наречие не изменяется, т.е. не склоняется и не спрягается, не имеет никаких грамматических категорий (ни лица, ни числа, ни рода). Неизменяемость – главный морфологический признак наречия (исключение: формы сравнительной степени у слов, образованных от качественных прилагательных). Так как наречие – неизменяемая часть речи, у него нет и не может быть окончания. Опираясь на указанные признаки наречия как части речи, ученики выполняют данную в учебниках серию упражнений на опознавание наречий.

Сопоставляя омонимичные словоформы, учащиеся убеждаются, что определить, к какой части речи относится то или иное слово, можно только в контексте (словосочетании или предложении). Так, слово ярко может выступать как краткое прилагательное среднего рода (Солнце ярко) и как наречие (Солнце ярко светит). Слово чудом может быть формой творительного падежа существительного чудо (Любоваться чудом природы), а может быть и наречием (Спастись чудом). В роли существительного с предлогом выступает сочетание в пору в предложении Это произошло в пору глубокой осени; при слиянии существительного с предлогом мы уже имеем дело с наречием (Пальто пришлось впору).

Внимание учащихся обращается на то, что наречие утрачивает лексическое значение, свойственное соотносимой с ним словоформе имени существительного: слово (спастись) чудом семантически уже не связано с существительным чудо и имеет синонимический ряд «непонятно как», «по счастливой случайности». Так же и впору утратило значение «пора» (зимняя пора, пора молодости) и выражает лишь обстоятельный смысл «как раз», «тютелька в тютельку». Учет лексической семантики, прием подбора синонимов – надежный способ опознавания наречий. В помощь учебнику в рубрике «Возьмите на заметку» приводится разъяснение А. Н. Гвоздева.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Ограничения практики развивающего обучения относительно формирования рефлексии
Теоретическая стройность теории развивающего обучения не помешала возникновению критики её практического приложения. Исследователи детской психологии фиксируют некоторые несовпадения при наложении схем РО на действительность образования и развития детей. Так Г.А.Цукерман отмечает неэффективность РО ...

Постановка задачи исследования: цели, задачи, методы, процедуры
Целью практической части работы являлось исследования существующей в школьной практике системы воспитательной работы на уровне отдельных школ Октябрьского района города Красноярска. Для соответствующего исследования были использованы необходимые теоретические положения: базовые понятия воспитания ( ...

История гражданско-патриотического воспитания
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля приводятся два значения понятия «гражданин»: «городской житель, горожанин», и «член общины или народа, состоящего под одним общим управлением». А гражданственность раскрывается как «состояние гражданской общины; понятие и степень образовани ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru