Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Методика преподавания наречий

Страница 4

Учащиеся еще и еще раз убеждаются, что, образуясь от всех знаменательных слов русского языка, наречие утрачивает категории рода, числа, падежа, времени, вида, залога, которые были свойственны тем словам, от которых то или иное наречие образовалось. Наречие теряет способность иметь при себе согласуемые и управляемые слова. Затемняется морфологический состав слова; от которого образовалось наречие, так как бывшие приставки, окончания проступают слабо в общем значении слова и даже вовсе перестают ощущаться (даром, совсем). При этом могут существенно расходиться лексические значения наречия и слова, от которого это наречие образовалось (говорить начистоту - обратить внимание на чистоту помещения).

Все эти изменения могут быть выражены ярче или слабее в зависимости от того, каким путем возникло наречие: с помощью особых словообразовательных морфем (суффиксов и приставок) или путем перехода в наречия разных форм других частей речи (адвербиализация). Если наречие возникло в результате перехода какой-либо формы другой части речи в наречие, то обычно лексические значения одного и другого слова расходятся довольно ощутимо: «существительные теряют свое предметное значение; например, наречия капельку, смерть в предложениях Капельку простудился, Смерть люблю театр обозначают только меру (капельку - чуть-чуть, смерть - очень) и не имеют предметного значения.

Но наречия возникают и с помощью морфем, совпадающих по звучанию с той или иной частью слова, от которого данное наречие образовалось: прекрасно (суффикс -о совпадает с окончанием кратких прилагательных среднего рода), по-новому (приставка по- и суффикс -ому совпадают с предлогом по и окончанием -ому, образующими форму дательного падежа имен прилагательных). Подобные слова как наречия проявляются лишь в контексте.

Таким образом, характеризуя ту или иную лексико-морфологическую группу, необходимо подчеркивать способы образования входящих в нее наречий, поскольку эти способы накладывают известный отпечаток на семантические и морфологические особенности образуемых слов, на их правописание.

Все предшествующие этапы обучения готовят учащихся к овладению нормами правописания наречий. Орфография наречий представляет собой пеструю картину, включая многие ранее изученные правила и специфические для наречий нормы правописания. Приходится работать сразу со всеми орфограммами, однако акцент делается на специфично наречные написания, т. е. на правила слитно-дефисно-раздельного письма; на написание наречий как самостоятельных слов в отличие от существующих сходных словоформ других частей речи. Поэтому, прежде чем решать вопросы собственно орфографические, каждый раз приходится обращаться к грамматике, определяя принадлежность слова к части речи (наречие или не наречие). А решить этот вопрос, как известно, бывает не всегда просто, поскольку в процессе развития языка постоянно возникает множество переходных форм.

Тренируя учащихся в умении отличать наречия от похожих предложно-падежных сочетаний, учитель подбирает примеры, позволяющие противопоставить наречия не только по написанию (слитно-раздельно), но и по значению: вначале (сперва) - в начале, вовремя (как раз) - во время, наголову (окончательно) - на голову, совсем (окончательно) - со всем, затем (потом) - за тем и т. д.

Таким образом, на первых уроках, когда учащиеся должны «почувствовать наречие», не следует давать дефисных и раздельных написаний, а также наречий, по своему лексическому значению близких к предложно-падежным образованиям (вдаль - в даль моря, кверху – к верху мачты).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Основные средства и формы методической помощи
Методическая помощь – это оперативное и перспективное реагирование методиста на запросы и потребности детских коллективов, педагогических кадров, методистов системы ДОД школ и дошкольных учреждений. Методическая помощь осуществляется различными средствами – консультированием, методическим руководст ...

Представление умственно отсталого ребенка о себе как субъекте познания окружающего мира
Первоначальные представления о себе являются основой приобщения ребенка к социальному миру и стимулом познавательной деятельности в отношении окружающего. В дальнейшем это необходимо для стимулирования развития личности ребенка, его обучения в школе, успешной социализации. Кожалиева Ч.Б. Особенност ...

Разработка наглядного пособия
В качестве наглядного пособия мы будем использовать технологические карты, составленные по рецептам кулинарных изделий, представленных на большом плакате в виде таблиц. Блины скороспелые Наименование продукта Количество продуктов Последовательность приготовления Посуда и инвентарь Яйца 2—Зшт. Яйца, ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru