Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Методика преподавания наречий

Страница 5

Когда же усвоены отличительные признаки наречия как части речи, разряды наречий по значению и дано общее представление о способах образования наречий, учащиеся приступают к освоению правописания второй группы наречий, имеющих полуслитное написание. От только что изученных слитно пишущихся наречий группа полуслитных написаний отличается тем, что эти наречия по своему смыслу близки соответствующим предложно-падежным формам: поступить по-нашему - по нашему мнению, идти по-медвежьи - по медвежьим следам.

Через дефис пишется сравнительно небольшая группа наречий с приставкой по-, если эти наречия оканчиваются на -ому (-ему) или -и (-ски, -цки, -ьи):

-ому (-ему) по-новому, по-моему

по

-и (-ски, -яки, -ьи) по-дружески, по-медвежьи

Когда общие закономерности написания наречий поняты учащимися, можно переходить ко второму этапу обучения - изучению частных орфографических правил. Некоторые из этих правил уже известны семиклассникам по другим частям речи: употребление букв о - е, ь после шипящих в конце слов (хорошо - певуче, вскачь); слитное или раздельное написание не с наречиями на -о (-е): нехорошо (плохо) - не хорошо, а дурно; написания типа еле-еле, чуть-чуть, крепко-накрепко. В учебнике тренировочный материал дается в обобщенном виде применительно к разным частям речи, а не только к наречию.

Трудным для усвоения является правописание нн и н в наречиях на -о (-е), так как применение правила связано со сложным грамматическим анализом. Формулировка правила проста: «В наречиях перед суффиксами -о (-е) пишется нн, если эти наречия образованы от прилагательных с двумя н, и пишется одно н, если наречия образованы от прилагательных с одним н». Но ученику, во-первых, бывает трудно отличить наречие от краткой формы причастия (маленький отряд действовал организованно - организовано новое предприятие), во-вторых, нелегко решить, сколько н пишется в самом прилагательном, которое может быть и отпричастного происхождения (испуганный, но путаный). Умению провести этот грамматический анализ и приходится учить в первую очередь.

Краткая форма причастия от наречия отличается прежде всего синтаксически: причастие выступает в роли сказуемого, наречие - в роли обстоятельства (см. ранее приведенный пример). К сожалению, как уже отмечалось, учащиеся не изучали в требуемом объеме синтаксис. Поэтому, чтобы облегчить процесс усвоения правила, предлагаются упражнения, рассчитанные на противопоставление значений одинаково звучащих слов (на предыдущих уроках учащиеся выполняли подобные работы): организовано (кто-то организовал новое предприятие - действовать (как?) организованно, т. е. сообща. В первом случае перед нами глагольная форма, краткое причастие, во втором - наречие, дающее действию качественную оценку.

Что касается правописания наречий типа огненно горело солнце, сонно плещется вода, торжественно звучат слова, искренне говорить, то здесь для учащихся нет особенных трудностей: правила написания опираются на известные им понятия.

Наконец, правописание других наречий, образованных от имен прилагательных с предлогами, при достаточном количестве тренировочных работ усваивается довольно легко, поскольку эти наречия, как правило, не имеют звуко-буквенных параллелей в современном русском языке. Очень полезен в данном случае выборочный диктант. Учитель читает предложения, а учащиеся выписывают наречия только «на правило», распределяя их по группам: наречия на -о (с приставками в-, на-, за-), наречия на -а (с приставками с-, из-, до-) и прочие наречия: на -у (сослепу, сдуру, смолоду), на -е (вдалеке, вскоре, вчерне). Предложения могут быть взяты и из упражнений учебника, и из любого сборника диктантов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Общие принципы устранения дисграфии
Изучение литературы по проблеме нарушения письма и их коррекции, у учащихся младших классов речевой школы, а также анализ данных констатирующего эксперимента, позволил разработать методику логопедической работы по устранению нарушения письма у данной категории детей. В основу методики коррекционно- ...

Семейное воспитание
Любое явление жизни разворачивается в пространстве, и для каждого свершения существует свое соответствующее пространство. Воспитательный процесс как социально-психологический феномен конструируется, реализуется и развивается во вполне определенном социуме, имеющем свои пространственные рамки. В сво ...

Классификация компетенций. Представления об информационной компетенции
Для конкретизации компетентностного подхода, следовательно, организации процесса обучения учащихся биологии на его основе, важное значение имеет выражение видов компетенций. Для школьной биологии лучше их выразить в двух группах: компетенции ключевые (базовые) и специальные (предметные). Ключевыми ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru