Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Методика формирования информационной компетенции учащихся 9-го класса на уроках биологии и ее эффективность

Педагогика и воспитание » Формирование информационной компетенции учащихся при изучении раздела "Биология. Введение в общую биологию и экологию" » Методика формирования информационной компетенции учащихся 9-го класса на уроках биологии и ее эффективность

Страница 2

Второй этап формирования информационной компетенции является главным. Его смысл заключается в обеспечении готовности учащихся при их обучении к выражению знаний о главных биологических объектах, их структурных компонентах, признаках и свойствах, умений оперировать этими знаниями. Этот этап осуществлялся в четыре подэтапа согласно разработанному механизму. Представим их общие характеристики.

На первом подэтапе учащимся создаются условия для изучения объектов и явлений живой природы. Они имеют характеристики, устанавливаются связи между частями, определяются и анализируются закономерности функционирования. Ими также выполняется работа по распознаванию биологических предметов и явлений на основе внешних признаков по сходству и отличию. Важно, чтобы учащиеся запоминали и воспроизводили учебный материал, умели пересказывать, описывать, изображать биологические объекты, указывать их части, припоминать факты и сведения, воспроизводить в учебной деятельности способы оперирования материалом о живых системах. Для понимания сущности изучаемого материала учащимся предлагаются задания по выделению главного, установлению определенных связей, сходства и различия, интерпретации и анализу биологического содержания. Для этого целесообразно использовать такие методы как демонстрация (натуральных, изобразительных пособий и опытов), рассказ, описание, объяснение (причинное, функциональное), анализ, сравнение, обобщение (составление текстов, таблиц, логических схем).

На втором подэтапе – поисковом учащимся должны создаваться условия для определения наиболее важной для них информации. При этом учитываются их потребности и интересы, на основе которых выясняется отношение к изучаемому материалу. Важно соотносить новое содержание материала, с ранее усвоенными знаниями. Для этого необходимо использовать такие методы как анализ, аргументирование, частично-поисковый и поисковый (исследовательский).

На третьем подэтапе – оценивания и выбора информации учащимся важно «обнаружить» информацию, определить аспекты значимости, выразить наиболее существенную. Этот выбор заключается в переходе от слов через оценку, к действительности. Для этого необходимо использовать методы групповые и фронтальные (беседа в виде диалога и полилога), игру (анализ ситуаций). Они позволяли выражать учащимся собственные взгляды, позиции, точки зрения при решении учебных вопросов. Использовать также методы эмоционально-личностного стимулирования; методы осуществления ценностного обмена содержанием учебного материала. Они способствуют созданию ситуации межличностного диалога.

На четвертом подэтапе – выражения отношения к полученной информации создаются условия для сосредоточения внимания учащихся на себе, что влияет на становление образа «Я». Это осуществляется на основе организации деятельности учащихся рефлексивного характера. Известно, что смысл человеческого существования заключается в самоидентификации, в основе которой лежит рефлексия. Она охватывает цель, средства и объект, которые в этом случае оказывают влияние на выработку у человека мотивационного отношения к информации. Это выступает в качестве одного из важнейших факторов осознанного выбора тактики поведения в природных и социоприродных условиях, базирующихся на определенных идеалах.

Для конкретизации обозначенного выше механизма представим процедуру формирования информационной компетенции на примере урока по теме: «Законы Г. Менделя. Первый и второй законы»

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно:

Система работы по формированию орфографической зоркости
Умение ставить орфографические задачи, как и другие орфографические умения, может формироваться стихийно и целенаправленно. Выделяют два пути решения данной проблемы: 1. Орфографическая зоркость развивается на интуитивной основе; 2. Умение обнаружить орфограмму развивается на теоретической основе в ...

План-конспекты уроков по поэме «Двенадцать»
Школьная программа предполагает 4 часа на изучение творчества Блока. Структура системы уроков дана на усмотрение учителя. Ниже представлены вариант разработки план-конспекта уроков по этой теме (при выделении двух часов) и план-конспект урока, посвященный сравнению поэмы Александра Блока «Двенадцат ...

Основные формы организации внеклассной работы
Внеклассная работа проводится учителем со своими учениками. Может быть использована одна или несколько конкретных форм: математический кружок; неделя или месячник математики; математические вечера, утренники; различные соревнования, игры, викторины, конкурсы, командные соревнования; школьные олимпи ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru