Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Второй этап формирования информационной компетенции является главным. Его смысл заключается в обеспечении готовности учащихся при их обучении к выражению знаний о главных биологических объектах, их структурных компонентах, признаках и свойствах, умений оперировать этими знаниями. Этот этап осуществлялся в четыре подэтапа согласно разработанному механизму. Представим их общие характеристики.
На первом подэтапе учащимся создаются условия для изучения объектов и явлений живой природы. Они имеют характеристики, устанавливаются связи между частями, определяются и анализируются закономерности функционирования. Ими также выполняется работа по распознаванию биологических предметов и явлений на основе внешних признаков по сходству и отличию. Важно, чтобы учащиеся запоминали и воспроизводили учебный материал, умели пересказывать, описывать, изображать биологические объекты, указывать их части, припоминать факты и сведения, воспроизводить в учебной деятельности способы оперирования материалом о живых системах. Для понимания сущности изучаемого материала учащимся предлагаются задания по выделению главного, установлению определенных связей, сходства и различия, интерпретации и анализу биологического содержания. Для этого целесообразно использовать такие методы как демонстрация (натуральных, изобразительных пособий и опытов), рассказ, описание, объяснение (причинное, функциональное), анализ, сравнение, обобщение (составление текстов, таблиц, логических схем).
На втором подэтапе – поисковом учащимся должны создаваться условия для определения наиболее важной для них информации. При этом учитываются их потребности и интересы, на основе которых выясняется отношение к изучаемому материалу. Важно соотносить новое содержание материала, с ранее усвоенными знаниями. Для этого необходимо использовать такие методы как анализ, аргументирование, частично-поисковый и поисковый (исследовательский).
На третьем подэтапе – оценивания и выбора информации учащимся важно «обнаружить» информацию, определить аспекты значимости, выразить наиболее существенную. Этот выбор заключается в переходе от слов через оценку, к действительности. Для этого необходимо использовать методы групповые и фронтальные (беседа в виде диалога и полилога), игру (анализ ситуаций). Они позволяли выражать учащимся собственные взгляды, позиции, точки зрения при решении учебных вопросов. Использовать также методы эмоционально-личностного стимулирования; методы осуществления ценностного обмена содержанием учебного материала. Они способствуют созданию ситуации межличностного диалога.
На четвертом подэтапе – выражения отношения к полученной информации создаются условия для сосредоточения внимания учащихся на себе, что влияет на становление образа «Я». Это осуществляется на основе организации деятельности учащихся рефлексивного характера. Известно, что смысл человеческого существования заключается в самоидентификации, в основе которой лежит рефлексия. Она охватывает цель, средства и объект, которые в этом случае оказывают влияние на выработку у человека мотивационного отношения к информации. Это выступает в качестве одного из важнейших факторов осознанного выбора тактики поведения в природных и социоприродных условиях, базирующихся на определенных идеалах.
Для конкретизации обозначенного выше механизма представим процедуру формирования информационной компетенции на примере урока по теме: «Законы Г. Менделя. Первый и второй законы»
Это интересно:
Чтение вслух, как средство расширить кругозор, развить воображение и
повысить интерес к изучаемому материалу у учащихся
Чтение учителем вслух применяется на уроках географии прежде всего тогда, когда представляется необходимым познакомить учащихся с ярким и образным изображением изучаемых в курсе явлений и объектов в художественных произведениях поэтов и писателей, в путевых очерках, в дневниках и описаниях путешест ...
Упражнения для развития подвижности губ
1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами. 2. Улыбка - Трубочка. Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку. 3. Пятачок. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу. 4. Рыбки разговаривают. Хлопать губами друг о друга (произносит ...
Ограничения практики развивающего обучения относительно
формирования рефлексии
Теоретическая стройность теории развивающего обучения не помешала возникновению критики её практического приложения. Исследователи детской психологии фиксируют некоторые несовпадения при наложении схем РО на действительность образования и развития детей. Так Г.А.Цукерман отмечает неэффективность РО ...