Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Актуальность проблемы обусловлена серьезными подвижками в системе образования России, связанными, в том числе, с активным вхождением в Болонский процесс, отражающим процесс интеграции личности в систему мировой и национальной культур, потребностью современного общества и производства в профессионалах.
Современный высоко конкурентный рынок труда ориентирован на специалиста, владеющего не только профессиональными знаниями, умениями, но и являющегося носителем культурных норм, принципов, ценностей, а, следовательно, обладающего всеми видами компетенций, гарантирующих мобильность в производственных, межличностных и социокультурных отношениях и успешность самореализации. Именно поэтому школа, ориентированная на социальный заказ, должна максимально интенсифицировать процесс формирования у будущих выпускников.
Проблема исследования состоит в необходимости разработки и внедрения в образовательный процесс школы модели формирования информационной компетенции выпускника.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность методики формирования информационной компетенции у старшеклассников основной школы при изучении раздела «Биология. Введение в общую биологию и экологию».
Объект исследования – биологическое образование в основной общеобразовательной школе.
Предмет исследования – процесс формирования информационной компетенции у старшеклассников основной школы при изучении раздела «Биология. Введение в общую биологию и экологию».
Гипотеза исследования – формирование информационной компетенции учащихся при изучении раздела «Биология. Введение в общую биологию и экологию» будет эффективным, если:
– определены теоретические основы методики формирования информационной компетенции при изучении биологического материала;
– создана модель методики формирования информационной компетенции, включающая целевой, содержательный, организационно-процессуальный и критериально-диагностический компоненты;
– разработано соответствующее научно-методическое обеспечение процесса формирования информационной компетенции;
– осуществлено поэтапное формирование информационной компетенции у старшеклассников.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой были определены следующие задачи:
1. Определить теоретические основы формирования информационной компетенции у старшеклассников основной школы при изучении раздела «Биология. Введение в общую биологию и экологию».
2. Разработать и обосновать модель методики формирования информационной компетенции у старшеклассников основной школы при изучении раздела «Биология. Введение в общую биологию и экологию».
3. Создать научно-методическое сопровождение, способствующее формированию информационной компетенции у старшеклассников основной школы при изучении раздела «Биология. Введение в общую биологию и экологию».
4. Осуществить апробацию методики формирования информационной компетенции у старшеклассников основной школы при изучении раздела «Биология. Введение в общую биологию и экологию».
Методы исследования: теоретические – анализ научной (естественнонаучной, педагогической, биологической) и учебно-методической литературы; систематизация и обобщение результатов исследования. Эмпирические – констатирующий и формирующий эксперименты; педагогическое наблюдение; изучение школьной документации – образовательных программ и рекомендаций к ним, планов работы учителей биологии. Математические – статистическая обработка экспериментальных данных, графическая и табличная интерпретация результатов эксперимента.
Научная новизна проведенного исследования состоит в том, что проблема формирования информационной компетенции решена на основе компетентностного подхода, что обеспечило старшеклассникам основной школы осмысленное и обобщенное усвоение материала о главных общебиологических и экологических объектах (предметах, процессах и явлениях), и его использования при осуществлении различных видов деятельности в учебных и реальных ситуациях. Обобщенно представлено содержание учебного материала о видах компетенций в разделе «Биология. Введение в общую биологию и экологию».
Теоретическая значимость исследования заключается в обогащении методической теории представлениями о возможности успешного обучения старшеклассников основной школы с учетом компетентностного содержания общебиологического и экологического материала, ориентирующего учащихся на поиск, выбор, осмысление знаний о живой природе, необходимых для оптимального функционирования общества, а также сохранения жизнепригодной среды; в разработке модели методики формирования информационной компетенции как поликомпонентной структуры, включающей целевой, содержательный, организационно-процессуальный, критериально-диагностический компоненты.
Практическая значимость исследования состоит в создании научно-методических средств формирования информационной компетенции у старшеклассников основной школы при изучении раздела «Биология. Введение в общую биологию и экологию». Имеется возможность широкого использования результатов исследования в профессиональной педагогической деятельности учителей биологии на старшей ступени предметной подготовки учащихся.
Это интересно:
Уровни восприятия художественной литературы младшими школьниками
Картина восприятия одного и того же произведения учениками одного и того же класса будет неоднородной. Как варьируется восприятие литературы младшими школьниками исследовала М.П. Воюшина. Она выделила четыре уровня восприятия художественного произведения, характерных для младших школьников. У ребен ...
Проблема наркомании в Мурманской области
Анализируя проблему наркомании в городе Мурманске необходимо отметить, что в настоящее время, работа по пресечению распространению наркотиков, противодействию их незаконному обороту, лечению больных наркоманией и их социальной реабилитации на достаточно высоком уровне проводится правоохранительными ...
Методика обучения технологии
Методика обучения технологии как отрасль педагогической науки имеет свои объекты, задачи и методы исследования. Объектом изучения служит процесс трудового обучения, включая все его стороны: содержание учебного материала, методы преподавания, познавательную деятельность учащихся, результаты обучения ...