Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Сущность понятий о компетенции и компетентности

Страница 1

Основной вопрос, возникающий при рассмотрении компетентностного подхода, относится к трактовке понятий о компетенции и компетентность. В зависимости от того, как определены эти понятия и их соотношение, может быть понято содержание и самого компетентностного подхода.

Есть два крайних варианта толкования соотношения этих понятий: они либо отождествляются, либо дифференцируются. Согласно первому варианту, представленному в «Глоссарии терминов ЕФО» (1997), компетенция определяется как:

1. Способность делать что-либо хорошо или эффективно;

2. Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу;

3. Способность выполнять особые трудовые функции.

Там же отмечается, что «…термин компетентность используется в тех же значениях. Компетентность обычно употребляется в описательном плане».

В рамках такого отождествления этих понятий (В.С. Леднев, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков) авторы подчеркивают лишь практическую направленность компетенций. По их мнению компетенция является, таким образом, сферой отношений существующих между знанием и действием в человеческой практике, а компетентностный подход предполагает значительное усиление практической направленности образования. Эта же позиция неразграничения понятий компетенция компетентность характерна и для большинства зарубежных исследователей этой проблемы.

Согласно второму варианту рассмотрения соотношения понятий компетенция компетентность, что ориентированное на компетенции образование начало активно развиваться в 70-х годах в Америке в общем контексте предложенного Н. Хомским в 1965 году понятия «компетенция» применительно к теории языка, трансформационной грамматике. Как отмечал Н. Хомский, «…мы проводим фундаментальное различие между компетенцией (знанием своего языка говорящим, слушающим) и употреблением (реальным использованием языка в конкретных ситуациях). Только в идеализированном случае употребление является непосредственным отражением компетенции. В действительности же оно не может непосредственно отражать компетенцию противопоставление, вводимое мною, связано с соссюровским противопоставлением языка и речи, но необходимо скорее вернуться к гумбольдтовской концепции скрытой компетенции как системы порождающих процессов. Обратим здесь внимание на то, что именно «употребление» – есть актуальное проявление компетенции как «скрытого», потенциального». Употребление, по Н. Хомскому, «в действительности» в реальности связано с мышлением, реакцией на использование языка, с навыками и так далее, то есть, связано с самим говорящим, с опытом самого человека. В то же время в работах других ученых, категория компетенции содержательно наполняется собственно личностными составляющими, включая мотивацию.

Таким образом, в 60-х годах прошлого века было заложено понимание рассматриваемых сейчас различий между понятиями «компетенция» и «компетентность», где последнее и трактуется как основывающаяся на знаниях, интеллектуально- и личностно-обусловленная социально-профессиональная жизнедеятельность человека.

Проведенный анализ работ многих ученых по проблеме компетенции компетентности позволил условно выделить три этапа становления компетентностоного подхода в образовании.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Жанровые особенности пословиц и поговорок
Устное народное творчество своей историей уходит в глубокую древность. Это связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и свое место в нем. К малым жанрам устного народного творчества относятся частушки, поговорки, пословицы, дразнилки, небылицы, загадки и прочее. Для устного нар ...

Направления культурно-досуговой деятельности сельского дома культуры с детьми
Организацией досуга населения в п.Ясногорский занимаются: Сельские Дома культуры, библиотека, музыкальная школа, спортивный зал и киноустановка. Сельская библиотека, открытая в 1977 г. располагалась в маленьком бригадном домике Камышинской птицефабрики. В связи с реорганизацией библиотечной отрасли ...

Муниципальные школы
Основными предметами в средней 9-летней школе являются шведский язык, английский язык и математика. В конце 9-го класса проводится единая по всей стране контрольная работа по каждому из этих предметов. Кроме того, изучаются такие предметы, как домоводство, рисование, физкультура, музыка, труд. Есть ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru