Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Сущность понятий о компетенции и компетентности

Страница 4

– интегрированная характеристика качества подготовки выпускника, категория результата образования;

– идеальная и нормативная характеристика, некая заранее определенная область знаний, в которой люди, объединенные одной профессией, должны быть осведомлены.

Можно заметить, что: 1) одни определения компетенции больше ориентированы на внешнее действие, другие – на внутренние особенности; 2) знания обозначены как предпосылка навыков; 3) некоторые определения включают такой элемент, как система ценностей и отношений. Таким образом, общим для всех определений компетенции является понимание ее как свойства личности, потенциальной способности индивида справляться с различными задачами, как совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. При этом наблюдается взаимодействие когнитивных и аффективных навыков, наличие мотивации и соответствующих ценностных установок.

В школьных условиях под компетенцией понимается готовность учащихся самостоятельно действовать в ситуациях неопределенности при решении актуальных для них задач теоретического и прикладного значения . Это касается, во-первых, способностей учащихся эффективно действовать не только в учебной деятельности, но и в сферах жизнедеятельности – при отдыхе, труде, отношениях с товарищами и друзьями; во-вторых, способностей действовать в ситуациях, когда возникает необходимость в самостоятельном определении решений проблемы, уточнении условий, поиске способов действия и самостоятельной оценке полученных результатов; в-третьих, способности решать проблемы, актуальные для каждого из школьников в конкретных учебных и реальных ситуациях.

Итак, концепт «компетенция» следует воспринимать комплексно, как структуру, слагаемую из различных частей.

В противовес компетенции, компетентность трактуется как:

– владение определенными знаниями, навыками, жизненным опытом, позволяющим судить о чем-либо, делать или решать что-либо;

– комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной области и зависящий от необходимых для этого компетенций;

– наличие у индивида внутренней мотивации к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности, отношение к своей профессии как к ценности;

– уровень образованности специалиста, достаточный самостоятельного решения возникающих познавательных проблем и определения личностной позиции;

– соответствие специалиста предъявляемым требованиям, установленным критериям и стандартам в соответствующих областях деятельности, высшая степень готовности;

– психосоциальное качество, означающее силу и уверенность;

– владение определенными знаниями, профессиональность.

Таким образом, компетентность – не простая сумма знаний, умений и навыков, это понятие несколько иного смыслового ряда. Она реальна, свойственна конкретной личности и зависит от усилий человека. Можно сделать вывод, что в наиболее общем виде компетентность интегрирует в себе когнитивный (знания), операциональный (способы деятельности и готовность к осуществлению деятельности) и аксиологический (наличие определенных ценностей) аспекты.

Компетентность есть личностная характеристика, совокупность интериоризованных мобильных знаний, умений, навыков и гибкого мышления, а компетенции – некоторые отчужденные, наперед заданные требования к образовательной подготовке выпускника, единицы учебной программы, составляющие «анатомию» компетентности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Характеристика логического мышления
В математике существует множество различных действий сложения и вычитания для любого возраста. Они разнообразные и интересные, сложные и не очень. И каждый человек должен решать их самостоятельно, к каждому действию должен уметь находить индивидуальный подход. Среди этих действий, решение которых, ...

Специфика метода проектов
Спецификой метода обусловлен его воспитательный потенциал. Особая педагогическая значимость метода проектов заключается в следующем: - он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром; - является педагогической технологией, актуализиру ...

Принцип приоритета личностного развития
Процесс личностного развития ребенка рассматривается как ведущее звено образовательного процесса. Обучение выступает лишь как средство развития личности, а не как самостоятельная цель (в традиционной системе обучения и воспитания приоритет, хотим мы этого или не хотим, отдается процессу приобретени ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru