Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Сущность понятий о компетенции и компетентности

Страница 4

– интегрированная характеристика качества подготовки выпускника, категория результата образования;

– идеальная и нормативная характеристика, некая заранее определенная область знаний, в которой люди, объединенные одной профессией, должны быть осведомлены.

Можно заметить, что: 1) одни определения компетенции больше ориентированы на внешнее действие, другие – на внутренние особенности; 2) знания обозначены как предпосылка навыков; 3) некоторые определения включают такой элемент, как система ценностей и отношений. Таким образом, общим для всех определений компетенции является понимание ее как свойства личности, потенциальной способности индивида справляться с различными задачами, как совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. При этом наблюдается взаимодействие когнитивных и аффективных навыков, наличие мотивации и соответствующих ценностных установок.

В школьных условиях под компетенцией понимается готовность учащихся самостоятельно действовать в ситуациях неопределенности при решении актуальных для них задач теоретического и прикладного значения . Это касается, во-первых, способностей учащихся эффективно действовать не только в учебной деятельности, но и в сферах жизнедеятельности – при отдыхе, труде, отношениях с товарищами и друзьями; во-вторых, способностей действовать в ситуациях, когда возникает необходимость в самостоятельном определении решений проблемы, уточнении условий, поиске способов действия и самостоятельной оценке полученных результатов; в-третьих, способности решать проблемы, актуальные для каждого из школьников в конкретных учебных и реальных ситуациях.

Итак, концепт «компетенция» следует воспринимать комплексно, как структуру, слагаемую из различных частей.

В противовес компетенции, компетентность трактуется как:

– владение определенными знаниями, навыками, жизненным опытом, позволяющим судить о чем-либо, делать или решать что-либо;

– комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной области и зависящий от необходимых для этого компетенций;

– наличие у индивида внутренней мотивации к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности, отношение к своей профессии как к ценности;

– уровень образованности специалиста, достаточный самостоятельного решения возникающих познавательных проблем и определения личностной позиции;

– соответствие специалиста предъявляемым требованиям, установленным критериям и стандартам в соответствующих областях деятельности, высшая степень готовности;

– психосоциальное качество, означающее силу и уверенность;

– владение определенными знаниями, профессиональность.

Таким образом, компетентность – не простая сумма знаний, умений и навыков, это понятие несколько иного смыслового ряда. Она реальна, свойственна конкретной личности и зависит от усилий человека. Можно сделать вывод, что в наиболее общем виде компетентность интегрирует в себе когнитивный (знания), операциональный (способы деятельности и готовность к осуществлению деятельности) и аксиологический (наличие определенных ценностей) аспекты.

Компетентность есть личностная характеристика, совокупность интериоризованных мобильных знаний, умений, навыков и гибкого мышления, а компетенции – некоторые отчужденные, наперед заданные требования к образовательной подготовке выпускника, единицы учебной программы, составляющие «анатомию» компетентности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Общение со взрослым, как фактор развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Со временем внимание дошкольников все более привлекают события, происходящие среди окружающих людей. Человеческие отношения, нормы поведения, качества отдельных людей начинают интересовать ребенка даже больше, чем жизнь животных или явления природы. Что можно, а что нельзя, кто добрый, а кто жадный ...

Основные направления логопедической работы по коррекции аграмматической дисграфии
Методика направлена на преодоление аграмматизмов на письме, которые проявляются в нарушениях морфологических и синтаксических конструкций. Формирование умения согласования различных частей речи в числе Детям предлагается выполнить следующие задания: -Закончить предложения, изменяя множественное чис ...

Зарубежный опыт религиозного образования в светских школах
Проблема религиозного образования подняла множество проблем, такие как: реализация принципа свободы совести, мысли и вероисповедания в многонациональном и многоконфессиональном демократическом государстве, отделение государства от церкви и церкви от государства, атеистические установки, пропагандир ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru