Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Характеристика информационной компетенции при изучении общебиологического материала

Страница 1

Главной целью биологического образования является формирование у учащихся целостного представления о живом мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности. Исходя из этого целями обучения биологии являются следующие:

Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками.

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.

Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.

Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

При изучении биологии предметные компетенции можно рассматривать как реализацию ключевых компетенций. Они успешно формируются в контексте всех четырех ключевых компетенций – информационных, коммуникативных, кооперативных и проблемных. Так, для качественной подготовки учащихся их важно научить поиску биологической информации – находить в тексте учебника отличительные систематические признаки, в биологических словарях, справочниках, энциклопедиях, электронных базах данных значения биологических терминов и материал о разных живых организмах. Также при обучении биологии нельзя обойтись без формирования умений общаться – слушать собеседника, анализировать сказанное другими, аргументировать свою позицию, обмениваться информацией, формулировать выводы в разных формах. Как правило, общение и совместная учебная деятельность более эффективно может быть организована при объединении учащихся в пары, звенья и группы. Групповой характер обучения способствует оптимизации процесса усвоения биологического содержания.

Процесс формирования информационной компетенции связан с формированием четырех групп умений: поиск информации, обработка информации, представление информации и передача информации. Каждая группа умений имеет определенный компетентностный состав. Проще всего это выразить в таблице.

Таблица 1 – Соотношение умений и информационных компетенций

Группы умений

Информационные компетенции

Личностная значимость

1

2

3

Поиск информации

-извлекать информацию из нескольких источников

-находить необходимый источник информации и определять его примерное содержание

-использовать различные виды чтения

-определять избыток и недостаток информации в тексте

-пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями

-определять первичные и вторичные источники информации

-использовать сноски, примечания, цитаты, библиографию

-определять основную идею в текстах, из различного рода изображений

-понимать и составлять зависимости, выраженные в графической форме

-для нахождения противоречия, информационной безопасности

-для рационального и эффективного поиска необходимой или интересующей информации

-для выбора вида чтения в соответствии с поставленной задачей, защиты мозга от избыточной информации

-для решения проблем в учебных и бытовых целях

-выяснение значения слов для понимания прочитанного или услышанного, для оперативного восполнения недостающего знания

- для оценки данных, подтверждения свидетельства, проверки доказательства, изложения своей точки зрения в учебных и бытовых ситуациях

-для дальнейшего поиска информации и ответов на вопросы, решения проблем

-для передачи содержания текста в сжатом виде в соответствии с бытовыми и учебными целями

-для рационального, без большой потери времени воспроизводства в памяти прочитанного или услышанного

-анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, ранжировать информацию

-для развития мыслительных процессов, интерпретации текста

 

Обработка информации

-создавать такие письменные формы представления информации как резюме, рефераты и др.

-владеть техникой свертывания и развертывания информации, ясно выражать свои мысли

-выбирать тип и стиль текстов

-для делового и дружеского общения, для оформления результатов своего информационного поиска

-для того, чтобы помочь читателю понять основную идею текста

- для создания письменных текстов различных типов и стилей в ситуациях учебного и повседневного общения в зависимости от поставленной задачи

-для последовательного изложения материала и более легкого его восприятия

 

Представление информации

-структурировать материал

-осуществлять группировку и перегруппировку содержания текста

-соблюдать объем текста, логичность и последовательность изложения

-различать мнения и факты в высказывании человека

-поддерживать дискуссию, обсуждение, выступать от имени группы по итогам обсуждения

-для того, чтобы в случае необходимости отойти от заранее приготовленного текста, связанного с учебной деятельностью и личными интересами и развернуто отвечать на вопросы

-для поддержания интереса к тексту, его понимания и восприятия

-для эффективного ведения спора, аргументации своей точки зрения

-успешно выступать в роли слушающего и в роли говорящего

 

Передача информации

-структурировать текст выступления

-приводить аргументы

-использовать методы свертывания и развертывания информации

-высказывать свое мнение в соответствии с актуальной ситуацией

-для последовательной передачи информации, понимания слушающим логики изложения

-для придания устному тексту большей убедительности и доказательности

-для того, чтобы помочь слушателю понять основную идею выступления

-для поддержания беседы, дискуссии, отстаивания своей точки зрения, проверки ее обоснованности

 
Страницы: 1 2

Это интересно:

Комплекс логопедических занятий, направленных на обучение детей составлению описательных рассказов
Формирующий эксперимент проводился с 9 октября по 24 ноября 2006 года, в муниципальном дошкольном общеобразовательном учреждении компенсирующего вида (МДОУ) № 321 Октябрьского района города Красноярск. В эксперименте участвовало 10 детей с ОНР III уровня, подготовительной к школе группы. В результа ...

Уровни восприятия художественной литературы младшими школьниками
Картина восприятия одного и того же произведения учениками одного и того же класса будет неоднородной. Как варьируется восприятие литературы младшими школьниками исследовала М.П. Воюшина. Она выделила четыре уровня восприятия художественного произведения, характерных для младших школьников. У ребен ...

Реализация принципа проектирования познавательной среды в системе дополнительного образования в условиях модернизации деятельности
Необходимость модернизации системы дополнительного образования, которая cтала осознаваться педагогическим сообществом с середины 90-х годов, обусловлена комплексом социальных и педагогических факторов. К ряду социальных факторов относятся: диверсификация образования - возникновение образовательных ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru