Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Дидактические принципы в обучении

Страница 12

Не исключена возможность инструктажа и без показа приемов выполнения работы. Такой инструктаж проводят в тех случаях, когда необходимые приемы уже знакомы учащимся и освоены ими. Так, школьники на практических занятиях овладели техникой приготовления растворов. Поэтому на занятиях по труду перед работой лишь устный инструктаж, а по вопросу приготовления растворов и кладки целесообразнее дать письменную инструкцию. Умения школьников выполнять различные измерения, усвоенные ими на уроках физи­ки, математики, должны также учитываться при проведении инструктажа на уроках трудового и профессионального обучения.

В целом при обучении учащихся отдельным трудовым опера­циям или выполнению задания различают инструктаж: вводный, текущий и заключительный.

Вводный инструктаж проводят обычно в начале заня­тия. Его главное назначение состоит в том, чтобы помочь учащим­ся организовать и направить их деятельность, усвоить особенности работы и рациональные способы ее выполнения. Вводный инструк­таж проводят обычно в такой последовательности: ознакомление школьников с темой, целью и задачами предстоящей работы; по­вторение пройденного материала, необходимого для ее выполне­ния (краткий опрос, беседа по соответствующим вопросам тех­ники, технологии, материаловедения и т. д.); ознакомление с тех­ническими требованиями; сообщение указаний по подготовке к работе, организации рабочего места, соблюдению правил безопас­ности труда; объяснение и показ учащимся приемов и способов выполнения работы и предостережение от возможных ошибок;

объяснение и показ способов самоконтроля правильности выпол­нения приемов и качества работы; показ образцов; ознакомление с технической документацией — рабочими чертежами, инструкци­онными и технологическими картами; пробные упражнения, в ходе которых проверяется правильность усвоения сделанных учителем указаний (в случае необходимости следует повторно показать и объяснить отдельные приемы работы).

Содержание вводного инструктажа и последовательность его проведения могут меняться в зависимости от специфики изучаемо­го материала, периода обучения, опыта учителя. Так, в начале изучения темы в вводном инструктаже больше внимания уделяют повторению пройденного материала, необходимого для выполне­ния данной работы. На последующих уроках вопросы, касающие­ся теоретических основ производимых трудовых операций, вклю- чают только в том случае, если учащиеся на предыдущем занятии недостаточно полно на них ответили. Вопросы же, включаемые для беседы во время вводного инструктажа на последующих уро­ках, могут быть нацелены на повторение технологических требо­ваний к выполняемым операциям.

После вводного инструктажа школьники самостоятельно вы­полняют работу, а учитель наблюдает за их действиями и пове­дением, контролирует их.

Текущий инструктаж проводят в ходе занятия с целью устранения затруднений учащихся. Проводится он, как правило, индивидуально. Но если одинаковые затруднения и ошибки на­блюдаются у многих школьников, его организуют фронтально, со всей группой. Нецелесообразно в ходе заключительного инструктажа анализировать деятельность каждого ученика, так как это займет значительное время на уроке. Однако в качестве поощрения преподаватель может показать всему классу лучшие образцы. Оценку за совершенную работу учитель может сооб­щить каждому школьнику в конце заключительного инструктажа только тогда, когда выполняемая операция не была очень слож­ной и в ходе урока учитель смог просмотреть работы всех уча­щихся и выставить в журнал отметки. В том случае, когда вы­полненная учащимися работа (монтаж навесных радиоэлементов на плату в соответствии с принципиальной схемой, изготовление изделий из ткани или трикотажа и т. д.) требует тщательного изучения, оценку можно сообщить ученикам лишь на следующем занятии, а во время заключительного инструктажа только произ­вести разбор достижений и наиболее типичных ошибок.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14

Это интересно:

Самостоятельность как первое активное проявление индивидуальной свободы ребенка
По мнению М. Монтессори, человек не может быть свободен, если он несамостоятелен. Поэтому первые активные проявления индивидуальной свободы ребенка должны быть направляемы так, чтобы в этой активности вырабатывалась его самостоятельность. Маленькие дети начинают требовать самостоятельности уже с мо ...

Программа студии вокально-инструментальной музыки
Пояснительная записка Специфика занятий, подбор репертуара, участие в концертной деятельности учитывают желание учащегося, его интерес, возможности, способности, психологические особенности (а так же стартовый уровень знаний). В данной программе заложен большой воспитательный потенциал. Во время об ...

Идея технологии проблемно-модульного обучения
Непрерывный процесс обновления техники и технологии в условиях современного производства предъявляет высокие требования к подготовке специалиста. Стержневым показателем уровня квалификации современного специалиста является его профессиональная компетентность. В последнее время этот термин стал все ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru