Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Сущность трудового воспитания и профессиональной ориентации в УПК

Педагогика и воспитание » Сущность трудового воспитания и профессиональной ориентации в УПК

Сущность трудового воспитания и профессиональной ориентации в УПК. Эти термины являются родственными, но каждый из них имеет свою специфику. Трудовое воспитание есть процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности учащихся и формирования у них добросовестного отношения к выполняемой работе, проявлению в ней инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов. Понятно, что формирование положительного отношения к труду нельзя осуществлять без соответственного научения трудовым умениям и навыкам. В этом смысле трудовое обучение выступает как специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение практическими предметами того или иного труда, на формирование и совершенствования трудовых умений и навыков. Профессиональная же ориентация как педагогическая категория обозначает процесс ознакомления учащихся с различными профессиями и видами труда и оказания им помощи в выборе своей будущей профессии и специальности в соответствии с имеющимися склонностями и способностями.

Сопоставляя эти три педагогические категории, следует отметить, что понятие трудовое воспитание является более широким по сравнению с трудовым обучением и профессией. Последние выступают как его составные. Но, выполняя свои специфические роли, все эти три процесса взаимосвязаны и при их осуществлении способствуют формированию у школьников трудолюбия. Что такое трудолюбие? Трудолюбие является результатом трудового воспитания, обучении и профессиональной ориентации и выступает как личностное качество, которое характеризуется прочной потребно-мотивационной сферой, глубоким пониманием большой преобразующе-воспитательной силы труда (знания и убеждения), умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу и проявлять волевые усилия в преодолении тех преград, которые встречаются в процессе трудовой деятельности. Будучи личностным качеством, трудолюбие, таким образом, включает в себя следующие структурные компоненты:

а) потребность в созидательно-трудовой деятельности и её здоровые социальные и личные мотивы;

б) понимание пользы труда для общества и для себя и убеждение в его нравственно благотворительности (сознание);

в) наличие трудовых умений и навыков и их постоянное совершенствование;

г) достаточно сильную волю личности.

Знание этой структуры имеет определяющее значение для осмысления методических основ трудового воспитания.

Все эти функции выполняет учебно-производственный комбинат (УПК). Каждую неделю школьники из старших классов приходят туда осваивать одну из выбранных ими профессий. До сегодняшнего дня судьба многих УПК незавидна - большинство из них прекратили свое существование. Но в последнее время в связи с новой реформой школы заговорили о введении в старших классах профильного обучения. Поэтому УПК будет играть немаловажную роль в новом образовательном процессе.

Это интересно:

Содержание знаний, умений и навыков при ознакомлении детей с окружающим миром
Любовь к природе можно воспитать лишь на основе знаний, как мы уже отмечали, о растениях и животных, условиях их жизни, основных потребностях, а также навыков и умений по уходу за растениями и животными. Формированию бережного отношения к природе способствует ее эстетическое восприятие. Кроме того, ...

Рекомендации по организации процесса формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни в трудовой деятельности
Оптимизировать процесс формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни в трудовой деятельности означает придать этому процессу наилучшие варианты. Процесс формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни в трудовой деятельности должен бы ...

Понятие «игра»
В современной педагогической литературе определений понятию «игра» дается много. Так, например, П.И. Пидкасистый и Ж.С. Хайдаров дают следующее определение: «Игра есть то, что задумано и сделано; то, что есть, что думает и о чем думает субъект, когда он действительно увлечен этой деятельностью с не ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru