Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Самостоятельность как первое активное проявление индивидуальной свободы ребенка

Педагогика и воспитание » Монтессори – педагогика свободы » Самостоятельность как первое активное проявление индивидуальной свободы ребенка

Страница 1

По мнению М. Монтессори, человек не может быть свободен, если он несамостоятелен. Поэтому первые активные проявления индивидуальной свободы ребенка должны быть направляемы так, чтобы в этой активности вырабатывалась его самостоятельность.

Маленькие дети начинают требовать самостоятельности уже с момента своего отнятия от груди. Однако он все еще зависим, так как не умеет ходить, не умеет самостоятельно умываться и одеваться, не умеет просить о чем-либо.

Первый шаг ребенка – важная ступень в приобретении опыта. Если мы понаблюдаем за ним в этот период, то увидим, что малыш стремится добиться все большей независимости. Он хочет поступать по-своему, то есть брать то, что ему нравится, самостоятельно одеваться и раздеваться, есть и т.д. И не мы толкаем его к этой самостоятельности. В нем происходит жизненный толчок такой силы, что нам, напротив, приходится удерживать его от некоторых действий. Но тем самым мы сопротивляемся не ребенку – мы противостоим природе, поскольку именно она командует маленьким человечком, шаг за шагом подчиняющимся ее законам. Следуя сначала одному велению природы, потом другому, ребенок все больше расширяет границы своей независимости от тех, кто его окружает, и постепенно наступает момент, когда он захочет не только действовать, но и мыслить независимо.

Мария Монтессори считает, что необходимо дать ребенку полную свободу, что общество должно обеспечить ему независимость и нормальное развитие. Это утверждение основано на наших наблюдениях за жизнью, за природой. Только свобода и собственный опыт освоения окружающего мира позволяют человеку развиваться.

Первый инстинкт ребенка – действовать самостоятельно, без помощи окружающих, поэтому его первый сознательный шаг к обретению независимости – защититься от тех, кто пытается ему помочь. Чтобы быть самостоятельным, ему все время приходится предпринимать большие усилия.

Свою независимость – телесную и духовную – ребенок ищет в труде. Его не волнует, что знают другие: он хочет до всего дойти сам, хочет самостоятельно освоить и познать мир.

Малыш развивается быстрее и лучше, если может действовать самостоятельно с самого нежного возраста.

Родителей в этом смущает два обстоятельства. Во-первых, ребенок может что-то испортить или сам пораниться. Во-вторых, вечная спешка, в которой мы сегодня живем. Родителям некогда ждать, пока родное чадо хотя бы само оденется. Проще это сделать за него. И делаем. Одеваем и ведем в детский сад.

Если зайти в обычную группу детского сада, то легко можно заметить, что все, что может стать предметом деятельности ребенка, надежно от него спрятано в закрытых шкафчиках. Воспитатель может выдать ребенку игрушку, а может и не выдать. Практически ни о чем другом речи не идет. Конечно, хороший воспитатель займет ребенка, организовав игру или читая книжку. Научит ребенка делать аппликации или склеивать бумажные игрушки. Для старших детей может быть организован настоящий урок математики или русского языка за партами, как в школе. Редко кто-нибудь спрашивает малыша, хочет ли он делать то, что ему навязывают. Он пришел в детский сад, чтобы играть или учиться под руководством воспитателя. Как иногда говорят детям родители: "Это твоя работа". Развивает ли все это самостоятельность и интеллект ребенка или послушание и умение действовать по шаблону? Вопрос риторический, но можно ли по-другому? Ведь ребенок так неловок и ему так трудно самостоятельно научиться правильно действовать в тех или иных ситуациях.

К.Е. Сумнительный пишет, что в группах, работающих по методике итальянского педагога Марии Монтессори, удается многое решить по-другому. Там дети стирают и гладят, сами накрывают на стол к завтраку и даже чистят ботинки. Дети не играют в стирку и глажку, а действительно делают эти запрещенные мамами работы. У них настоящие тазики для стирки, правда, маленькие, настоящие испачканные во время завтрака салфетки и даже используемое мыло вполне настоящее. Научившись всему этому, они с минимальной помощью воспитателя переходят к занятиям математикой и русским языку. В этой группе действует незыблемый принцип: "Помоги мне сделать это самому".

Страницы: 1 2

Это интересно:

Семья как один из социальных факторов формирования базовых качеств личности детей старшего дошкольного возраста
«Никакой человек в мире не родиться готовым, т.е. вполне сформировавшимся, но всякая жизнь его есть не что иное, как беспрерывно движущееся развитие, беспрестанное формирование» - В.Г. Белинский Развитие личности в детстве происходит под влиянием различных институтов: семьи, школы, внешкольных учре ...

Цель, задачи и направления воспитательного процесса в инновационной школе
Развитие любого человека происходит в процессе воспитания, когда предшествующее поколение передает накопленный опыт последующему, которое его приумножает и обогащает. Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности. В современной педагогической литературе и практике понятие "воспи ...

Выявление исходного уровня сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста
Исследование проводилось в МБДОУ №43 «Марьюшка» г. Сургута в старшей группе. В исследовании принимали участие 20 дошкольников и их родителей. 10 детей составляли экспериментальную группу, 10 детей – контрольную. В экспериментальной группе проводился формирующий эксперимент, направленный на повышени ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru