Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Диагностический инструментарий по формированию полоролевого поведения у дошкольников

Педагогика и воспитание » Формирование полоролевого поведения у дошкольников » Диагностический инструментарий по формированию полоролевого поведения у дошкольников

Страница 1

В первую очередь следует уточнить лексическое значение понятия «диагностика». Произошедшее от слова «диагноз» (греч. распознание, определение), данное понятие долгое время было абонировано медициной и означало «распознавание болезни» и «определение болезни». Поставить диагноз значило выявить и определить болезнь на основании исследования.

В настоящее время утвердилось расширенное толкование значения слова «диагностика», оно включает и сам процесс исследования для определения диагноза. Сначала как тенденция, а затем как свершившийся факт, содержание понятия расширилось от «распознавания болезней» до «распознавания характеристик» предмета исследования.

Такой путь лексического смещения особенно заметен в психологии. «Диагностики» создавались представителями патопсихологии, использовались психотерапевтами, затем психологами в случаях необходимости выявить некоторые психические отклонения, а потом – психологами для уточнения, присутствует ли аномалия в поведении человека или это своеобразие нормальной личности.

В конце концов, понятие «диагностика» стало означать сам процесс исследования в целях выявить, распознать, определить характеристики человека, неподдающиеся обнаружению в прямом непосредственном общении с человеком.

Тогда «диагностика» – при таком широком ее толковании – естественно вошла в терминологический аппарат педагогики, сначала в научные исследования, а затем в систему практической организации воспитательного процесса педагогов-профессионалов. Стремительное время внесло свои поправки: вместо «методики диагностирования» появилось одно слово «диагностика» как понятие, совмещающее в себе лексический смысл этого словосочетания.

Таким образом, педагогические диагностики – это способы тонкого исследования социально-психологических характеристик ребенка, скрытых в глубинах его личностной структуры, но выявляемых путем особых методик, организуемых как в контексте естественно протекающей жизнедеятельности, так и в лабораторных условиях.

Диагностики не решают педагогических проблем воспитания личности, не могут заменить необходимости работать с детьми, не способны заменить собой систему воспитания и снять высокие требования к профессиональной культуре педагога. Диагностики – и в этом их предназначение! – лишь фиксируют наличие определенных характеристик личности, помогая педагогу расширить представление о ходе становления и развития личности ребенка.

Диагностики педагога, в большинстве случаев, носят скрытый характер, чтобы дети не чувствовали себя объектом исследования. Поэтому они всегда принимают формы занимательные, интересные, лаконичные.

Педагогические диагностики являются одним из элементов воспитательной работы с детьми. И следовательно, профессиональное владение ими выступает как непременный компонент профессионального мастерства педагога любого профиля.

В нашем исследовании использовались такие методы диагностики полоролевого поведения как:

Диагностическая методика "Рисунок человека".

Этот тест – один из наиболее используемых диагностических методов, можно применять с трёхлетнего возраста.

Данный метод впервые был предложен в 1926 году Ф. Гудинаф для исследования познавательных способностей. Впоследствии К. Маховер разработала критерии, позволяющие оценивать личностные особенности человека. Мы же используем данный метод для выявления степени выраженности полоролевой идентичности ребёнка, т.к. полоролевая идентификация (отождествление себя с представителями определенного пола) является ведущими механизмом полоролевой социализации.

Беседа с детьми.

Для беседы с каждым ребёнком нами был составлен «Вопросник» (Приложение 1). Беседа направлена на уточнение знаний детей о своей половой принадлежности, роли и занятости мужчины я женщины в семье, их социальном статусе, об основных чертах внешности и поведения. Также в ходе беседы изучались представления дошкольников о культуре общения мальчиков и девочек. В беседе совершенствуется речевая активность детей и осуществляется попытка привлечения внимания детей к половым и возрастным различиям людей. При анализе учитывалось понимание ребенком роли мужчины и женщины. Использовались вопросы из полустандартизированного интервью Кагана и серии вопросов предложенных И. П. Шелухиной.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Особенности проявления нравственно-экономической воспитанности у детей 6-7 лет
Изучение особенностей проявления нравственно-экономической воспитанности у детей подготовительной группы позволило выявить, что 13% детей проявляют бережное отношение к своим вещам, при просьбе других детей поиграть с их игрушкой, выдвигают требования: "Сильно не нагружайте!" (Рома Д.). 3 ...

Рекомендации по организации процесса формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни в трудовой деятельности
Оптимизировать процесс формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни в трудовой деятельности означает придать этому процессу наилучшие варианты. Процесс формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни в трудовой деятельности должен бы ...

Обучение школьников вопросам безопаснисти жизнедеяятельности
Безопасность всегда предметна. Она не существует вообще. Когда говорят о безопасности, то имеют в виду безопасность человека в самом широком понимании. Защита населения предполагает защиту каждого человека в чрезвычайных ситуациях (ЧС) - это ответственность государства. Ответственность же граждан с ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru