Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Решение грамматико-орфографических задач

Страница 1

Данный метод способствует развитию мыслительных операций как один из поисковых, проблемных методов: требует умения увидеть проблему, понять ее, поставить цель, составить план решения - алгоритм (или выбрать из числа состоявшихся ранее), выполнить все "шаги" решения, сделать вывод, произвести самопроверку. Решение грамматико-орфографических задач тесно связано с языковым анализом и синтезом, опирается на знание языковой теории - грамматике, словообразовании, фонетики, морфемики, лексикологии, на общее языковое развитие школьника, на понимание значений языковых единиц и смысла текста. Сами задачи имеют широкую шкалу сложности, в которой заложены возможности повышения познавательной активности и самостоятельности школьника.

Учебная задача - это цель познавательной деятельности, содержащая вопрос (задание, цель - определяющую часть задачи), данные, на которые можно опереться в ее решении, условия выполнения, предполагающие порядок выполнения (план решения, или алгоритм), который должен найти решающий задачу ученик, и предполагает результат решения - ответ.

Общий метод решения грамматико-орфографических задач может быть применен ко всем типам задач, но порядок решения разный. Отличия грамматико-орфографической задачи от математической в том, что в математической задача уже дана, первые два элемента ученику даны в готовом виде, а в орфографии дан только текст, в котором младший школьник самостоятельно должен найти объект задачи (орфограмму), определить ее тип, поставить цель, выделить данные для решения; далее - так, как в математике: разобраться в условиях задачи, составить план решения, выполнить само действие, получить ответ, проверить его.

Элементы задачи и ее решение.

Ситуация - диктант; ученик на основе своей орфографической зоркости задержал свое внимание на слове часы.

Вопрос, т.е. осознание цели того, что должно быть получено. для проверки слова часы задача - это выяснение того, какую букву следует писать после ч для обозначения гласного звука, т.е. определить фонему по ее сильной позиции в родственных словах.

Условия: отсутствие ударения, т.е. слабая позиция для гласного. Важно определить место безударного гласного: в корне слова.

Порядок выполнения: выделение безударного гласного, определение его места в морфеме, подбор проверочных слов, сравнение корня проверочных слов с корнем проверяемого слова.

Вывод или ответ на вопрос задач: проверка подтвердила, что в слове ч. сы следует писать букву а - часы. Возможная проверка: по словарям, с помощью учителя.

Решая грамматико-орфографическую задачу, младший школьник должен:

Увидеть орфограмму и осознать ее как задачу;

Определить ее тип: проверяемая или нет, к какой теме относится, вспомнить правила.

Определить способ проверки в общем виде в зависимости от типа орфограммы.

Определить "шаги" решения их последовательность, т.е. составить или вспомнить алгоритм решения задачи конкретно.

Решить задачу, т.е. выполнить действие по "шагам", не пропустив ни одного и не сделав ошибки.

Сделать вывод по правилам написания.

Написать без ошибки, аккуратно соблюдая требования каллиграфии,

Не потерять при этом общего смысла, содержания того текста который он записывает под диктовку.

Алгоритмы

Алгоритм - это точное и легко понимаемое описание (или предписание) выполняемого шаг за шагом решения задач определенного типа. При точном соблюдении всех "шагов" алгоритм приводит к правильному решению задач.

Алгоритм проверки употребления разделительного Ъ.

1-й шаг: Указать орфограмму, назвать ее тип. Проверяемые слова:

2-й шаг: Есть ли в слове приставка?

/ \

Да Нет: Ъ не пишется

\

3-й шаг: Оканчивается ли она на согласный? Поехал

/ \

Да Нет: Ъ не пишется

\ подъем

4-й шаг: Есть ли после приставки е, е или я?

/ \

Да: Ъ пишется Нет: Ъ не пишется поднял

5-й шаг: Написать слово правильно, проверить его.

Виды упражнений в правописании

Страницы: 1 2

Это интересно:

Направления развития междисциплинарной интеграции в образовательном процессе ВУЗа
Рост научно-технического потенциала общества, расширение теоретической базы, накопление эмпирического материала объективно приводит к дифференциации научного знания, появлению все новых и новых научных дисциплин. В то же время и не менее быстрыми темпами растет потребность в интеграции научного зна ...

Музыка как средство духовного воспитания школьников-подростков
В рамках общеобразовательной школы одним из средств, способствующих фор­мированию и развитию у учащихся ка­честв духовно-нравственного порядка, является музыкальное искусство, по­скольку оно отражает мир целостно, в единстве истины, добра и красоты, и на­правлено на познание, прежде всего внут­ренн ...

Направления антинаркотического воспитания в Мурманской области
В Мурманской области выходит журнал "Территория жизни", который издает Мурманский областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями. Существенная подробность: аналогов среди региональных молодежных изданий всей страны у него нет. Среди молодежи Кольского Зап ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru