Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Монтессори – педагогика свободы

Педагогика и воспитание » Монтессори – педагогика свободы

На рубеже XIX–XX вв. кризис традиционной педагогики вызвал к жизни ряд новых концепций и течений, которые получили общее наименование реформаторской педагогики, или нового воспитания.

Общей идеей, сплотившей всех сторонников нового воспитания, было решительное неприятие традиционной педагогики и практики, а также углубленный интерес к личности ребенка, новые подходы к проблемам воспитания и обучения. Центральной задачей при этом стало определение путей формирования личности на протяжении всего периода детства.

Критикуя существующую систему образования, сторонники нового воспитания отмечали недооценку значения детства как самого яркого и исключительно важного для развития личности периода жизни; игнорирование своеобразия и самобытности детской психики, подавление органических творческих импульсов ребенка; стандартизированно-догматическую концепцию образования и культуры, шаблонные методы обучения и воспитания, авторитарную роль учителя.

Сторонники нового воспитания исходили из убеждения, что их теория произвела "коперниковский переворот" в педагогике, определив подлинный центр, вокруг которого должна вращаться система воспитания и обучения. Этот центр – ребенок.

Различные педагогические концепции нового воспитания оказали влияние на практику работы дошкольных учреждений и школ XX в. во всех странах мира.

В рамках характеризуемого направления к началу XX в. приобрела особую популярность концепция свободного воспитания, так или иначе проявившаяся практически во всех других педагогических течениях.

Представителем этого течения была Мария Монтессори (1870–1952) – итальянский врач, педагог, создавшая свою оригинальную систему воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Мария Монтессори родилась в Кьяравалле, близ г. Анкона. В 1894 г. окончила Римский университет, а через 2 года, получив ученую степень, стала первой в Италии женщиной – доктором медицинских наук, профессором антропологии и гигиены. Преподавала в Высшей женской школе, Римском университете.

Практическую деятельность начала в детской психиатрической клинике (1895–1898), где под влиянием идей Ж. Итара и Э. Сегена, занимавшихся проблемами развития и обучения детей с отклонениями, разработала метод развития органов чувств у умственно отсталых детей.

Успех метода позволил применить его к нормальным детям дошкольного возраста.

Для внедрения своей системы Монтессори создавала для детей 3–6 лет дошкольные учреждения – дома ребенка (первые были открыты в 1907 г. в Риме). Это заведение должно было стать "местом, специально приспособленным для того, чтобы дети, не подвергаясь обучению, могли впитать в себя культуру, разлитую в окружающей их обстановке".

Опыт работы этих учреждений в 1909 г. был представлен в книге "Метод научной педагогики".

Переведенная на разные языки, она стала очень популярной и способствовала, как и другие произведения Монтессори, распространению предложенного метода в разных странах мира, в том числе и в России.

Монтессори пришла к отрицанию активной воспитывающей роли педагога, так как считала, что взрослые, навязывая детям собственные установки, в том числе нравственные, тормозят их естественное развитие. Педагог – прежде всего наблюдатель, экспериментатор.

Монтессори ставит проблему воспитания свободного ребенка, а для этого ему надо помочь овладеть всем тем, что нужно для самостоятельной жизни.

Суть метода Монтессори – это свободная работа детей в созданной педагогом развивающей предметно-пространственной среде.

Основная форма воспитания и обучения – самостоятельные индивидуальные занятия детей или специально разработанный Монтессори индивидуальный урок, основа которого – сжатость, простота и объективность.

Педагогическая система Монтессори на протяжении почти 100 лет является предметом пристального внимания педагогов всего мира.

А с какой ненавистью относились к ней идеологи всех тоталитарных режимов прошлого столетия. Едва придя к власти, и Муссолини, и Сталин, и Гитлер сразу же издают указы о закрытии Монтессори-школ, начинаются гонения на монтессори-педагогов, сторонников этой методики. И неудивительно: ведь ключевое слово в лексиконе величайшего педагога и гуманиста двадцатого веха Марии Монтессори – это "свобода". Целью всей своей жизни она видела воспитание свободных, независимых, самостоятельно мыслящих людей, умеющих принимать решения и нести за них ответственность. Именно таких людей панически боялись диктаторы всех времен.

Педагогику Марии Монтессори успешно применяют в практической работе с детьми в детских садах и школах Австралии, Великобритании, Германии, Голландии, Индии, Италии, Канады, США, Франции, Швейцарии, Японии и других стран. С начала 90-х годов XX в. в России после длительного забвения (первые детские сады по системе Монтессори возникли в начале века) происходит возрождение интереса к этому педагогическому направлению.

Это интересно:

Подготовка воспитателя. Оценка воспитателем утренней гимнастики
Что бы достичь эффективного влияния утренней гимнастики на организм ребенка, надо составить план-конспект, определить последовательность упражнений, продумать и правильно записать методические указания. Воспитатель должен при этом помнить о способах организации детей, дозировке и темпе упражнений, ...

Анализ программ эстетического воспитания в детском саду
Все авторы анализируемых программ сходятся в том, что велико воздействие искусства на дошкольника. Педагоги, работавшие над созданием программы «Детство», полагают, что такие виды деятельности как изобразительная, художественно – театральная деятельность, детский труд занимают особое место в воспит ...

Особенности одаренных детей и детей с СДВГ
Одаренные дети, как и гиперативные особенны по своему развитию и восприятию окружающего мира. В связи с эти у таких детей появляются как положительные стороны в адаптации, так и отрицательные. Исследовав множество источников, были выделены основные особенности одаренных детей и детей с СДВГ. Влияни ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru