Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Не часто в практике преподавания математики встречаются домашние задания, требующие установления взаимосвязи изученных понятий; постановка же их во многом способствует развитию мышления учащихся и вместе с там вызывает интерес к изучаемому материалу. Например, изучение темы "Четырехугольники" полезно было бы завершить уроком повторения, к которому можно предложить в качестве домашнего задания выполнить следующее: "Расположите понятия "параллелограмм", "квадрат", "прямоугольник", "ромб", "трапеция", "четырехугольник" в порядке соподчинения, то есть от более общих понятий к менее общим. Заполните схему".
Связь между указанными понятиями предопределяется данной учащимся схемой с незаполненными "клетками" (рис 10).
![]() |
Рис.10
Задания в аналогичной постановке возможны и по многим другим темам школьной математики. Они заставляют учащихся задуматься над взаимосвязью понятий, а следующее за ними обсуждение способствует формированию системы знаний.
6. Рассмотрим еще один тип задания, которое можно назвать "вопросы автору открытия". Например, при изучении в алгебре прямоугольной системы координат на плоскости ребятам предлагается дома подготовить вопросы автору открытия, которые помогли бы лучше и глубже понять его смысл или значение, а также особенности применения в практической деятельности. Отвечать на такие вопросы могут сами ученики, а если возникнут затруднения (вопрос окажется очень сложным или ответ на него не может быть однозначным), поможет учитель. Это задание по своей психологической сути тесно связано с серией заданий, в основе которых лежит подготовка к ролевым играм на уроках.
В предыдущем примере те учащиеся, которые получают установку представить себя автором, дома собирают разнообразную информацию, чтобы на следующем уроке быть готовым к ответу на неординарные вопросы, которые им могут задать одноклассники. Их ролевая установка - роль журналистов, которые берут интервью.
Можно предложить ученикам представить себя учителем и дома выбрать оптимальный, с их точки зрения, вариант объяснения того или иного материала, с точки зрения формы его подачи (через рисунок, схему, лабораторный метод, таблицу и т.п.) или с позиции особенностей индивидуального восприятия (собственно объяснения, доклад заранее подготовленного ученика, беседа, диспут).
Интересно проходит игра под названием "Докажи свою точку зрения", в которой есть две противоположные стороны: изобретатель - оппонент, они отстаивают свои взгляды. Изобретатель доказывает целесообразность и эффективность изобретения для внедрения в практику. Игра-диспут, конечно, проводится на уроке, но подготовка к ней ведется дома, в зависимости от роли, выбранной ребятами.
Если учитель посчитает необходимым, то он может по такому принципу организовать и коллективную дискуссию. Для этого класс разбивается на группы, каждая из которых будет отстаивать свою позицию, свой взгляд на проблему. Ученики к предстоящей дискуссии готовятся самостоятельно. Но можно предложить и другой вариант домашней подготовки. Школьники, объединившиеся в ту или иную группу, готовятся коллективно к предстоящей игре, заранее выбирая общую позицию, системы доказательств своей правоты. Для того чтобы подготовка такой группы была успешной, и все учащиеся работали в ней активно, состав её не должен превышать 5-6 человек. Кроме этого для проведения коллективной дискуссии от класса необходимо выдвинуть технического и научных экспертов, которые также должны специально готовиться: организационную и техническую часть (карточки, плакаты, таблицы) готовит технический эксперт, а научный готовится к серьезному анализу различных точек зрения на проблему, обсуждаемую в ходе дискуссии.
Это интересно:
Отображение в программе точно поставленной цели
Как уже упоминалось . во многих учебных программах. особенно программах профессионального обучения . часто содержится обобщенное описание в виде квалификационной характеристики того опыта, которым должен овладеть в ходе обучения учащийся. В ней дается краткое описание того. что учащийся “должен зна ...
Выявление нарушений произношения свистящих звуков у дошкольников с
фонетико-фонематическим недоразвитием
В исследовании принимали участие 15 детей, 4,5-5 лет, детского сада № 47 г. Читы. Форма исследования индивидуальная. Экспериментальная работа проводилась с 9 сентября 2004 года по 30 ноября 2004 года. При обследовании детей использовалась «Методика речевого обследования» М.Ф. Фомичевой, Т.В. Волосо ...
Роль семьи в воспитании детей младшего школьного возраста
Начнём с того, какую роль в истории занимала семья в воспитании ребёнка, как к этому относились взгляды учёных на данную проблематику. Еще в древней Греции Платон вслед за Сократом, утверждал: “Все зло мира, эгоистичность людей, их сословное неравенство произрастают прежде всего из наличия неравных ...