Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Роль домашнего задания в развитии личности учащегося

Страница 6

Возвращаясь к вопросу о необходимости задавания домашнего задания, можно выделить некоторые положения, склоняющие к утвердительному ответу на затронутый вопрос:

домашнее задание служит развитию свойств личности, что входит в задачи обучения;

если предлагаемые задания отвечают объективным требованиям, то они соответствуют уровню развития класса или (при дифференцированном домашнем задании) отдельного ученика и стимулируют формирование именно необходимых качеств;

на дом задается задание, которое нежелательно или нецелесообразно выполнять на уроке.

Каким образом лучше использовать потенциал урока и домашнего задания, чтобы наряду с умениями и знаниями развивать и личностные качествам учащихся и прежде всего те, которые потребует от них жизнь? Любое домашнее задание, направленное на усвоение всеми учащимися основных знаний и умений, влияет также и на становление различных качеств личности; регулярные домашние задания независимо от их специфики - способствуют развитию у учащихся самодисциплины, чувства долга и силы воли. Необходимо также знать о комплексном влиянии отдельных дидактических функций домашнего задания. Тренировка и повторение развивают память и автоматизируют навыки. Если при выполнении упражнений школьникам приходится преодолевать трудности, это развивает выдержку, настойчивость и силу воли. Процесс применения знаний оказывает аналогичное воздействие, а, кроме того, повышает гибкость мышления и, в зависимости от вида применения, развивает конструктивно-творческую фантазию, умение аргументировать. Контроль, оценка и самоконтроль формируют чувство долга и ответственности, укрепляют трудовую дисциплину, воспитывают скромность, самокритичность.

Творческие способности развиваются в творческой деятельности. Другого пути нет. Творческая деятельность предполагает выполнение репродуктивных и рецептивных действий, но не ограничивается ими, а требует самостоятельных поисков, оригинального мышления в отношении знаний или событий, являющихся новыми для школьника. Самостоятельность в постановке и решении проблемы - существенный признак творческой деятельности. Создание проблемных ситуаций на уроке закладывает основу для проблемных домашних заданий, направленных на развитие творческих способностей школьников, самостоятельное решение проблемы, поиск оптимальных путей. Большинство школьников говорят о таких заданиях, что они приносят им удовольствие. Однако на практике такие задания применяются редко.

Нельзя забывать и о потребностях общественного развития, характеризующегося ускорением научно-технической революции, которые диктуют требования к современному уроку, а, следовательно, и к домашнему заданию. К этим требованиям относятся следующие:

понимание всеми детьми необходимости постоянно приобретать знания, так как нарастающий темп научного прогресса требует систематического повышения квалификации;

наличие моральной установки, побуждающей к личному участию в общественном развитии.

Итак, при постановке домашнего задания необходимо не забывать о его важной роли в развитии личности. Поэтому, необходимость домашнего задания должна быть строго обоснована, а именно, должны иметь место четкая постановка целей, определение содержания и формы, мотивация учащихся через дифференцированный подход в обучении. Если школьник понимает, зачем он выполняет домашнее задание и где оно ему пригодится, то он работает совсем по-другому, повышается интерес к такому виду деятельности как самостоятельная домашняя учебная работа.

Стремясь к повышению качества и эффективности урока, важно учитывать, следующее - нет необходимости задавать на дом то, что уже достигнуто на уроке, но и без повторения усвоенные навыки могут быть утрачены (забыты)! Тем не менее, домашнее задание - неизбежная составляющая часть и необходимое дополнение к хорошему уроку, потому что лишь при единстве урочной и внеурочной работы учащихся могут быть достигнуты образовательные и воспитательные цели, и, конечно, следует стремиться к тому, чтобы домашнее задание носило творческий характер, содержало проблему и было предусмотрено на уровень каждого учащегося, то есть носило бы элементы дифференцированности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Это интересно:

Анализ взаимоотношений в семьях воспитывающих нормально-видящих детей и детей с нарушением зрения
Для изучения родительского отношения нами был использован тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина, содержащий 5 шкал. Авторами предложена шкала процентильного ранга, что позволяет проводить сравнительный анализ с результатами других тестов. Процентильный ранг указывает на то, ...

Наречие и слова категории состояния как части речи
Наречие – старое слово. Оно уже было в древнерусском языке и нашло отражение в словаре И. И. Срезневского, где отмечено его значение как части речи. Если попытаться определить этимологию этого слова, то придется выделить корень реч-. Слово же речь в древнерусском имело различные значения, одним из ...

Особенности фонематического восприятия у дошкольников
В современной логопедии фонематическое восприятие определяется как слухо-произносительная дифференциация звуков речи. Многие авторы уделяли огромное значение состоянию фонематического восприятия у детей с речевыми расстройствами. " Важно выяснить не только как ребёнок произносит звуки речи, но ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru