Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Роль домашнего задания в развитии личности учащегося

Страница 5

Возраст человека также представляет собой важное условие, определяющее многие особенности того, как этот человек учится. В рамках школы нетрудно проследить типичные изменения, связанные с возрастом учащихся. Ученик начальных классов учится иначе, чем ученик средних и старших классов, подростки - иначе, чем взрослые. Если сначала для инициации и поддержания осмысленных учебных действий необходима регуляция действий школьника со стороны учителя, то в дальнейшем ученик всё в большей мере приобретает способность к самостоятельной регуляции действий и получает право на это. Происходит постепенное расширение пространства его действий, планов, принятий решений. Ребёнок учится выполнять задания, ставить цели, искать нужную ему информацию, взаимодействовать с другими людьми, решать задачи и преодолевать трудности. При этом у него систематически развивается стремление к достижению целей учения, что подразумевает, в частности, способность отказаться от манящих соблазнов, если те мешают достижению цели.

С возрастом усиливается понятийная упорядоченность знаний, интеллектуальные способности также усиливаются. Благодаря этому совершенствуются когнитивные предпосылки учебной деятельности, то есть когнитивные операции и стратегии учения, решения задач, преодоление трудностей, способов действия, доказавшие свою пригодность в определённых ситуациях, всё более эффективно переносятся на аналогичные ситуации. С возрастом потенциально усиливается и настойчивость в учении. Это значит, что старшие дети способны к более длительному занятию учебой, чем младшие. Но насколько эта способность реализуется, во многом зависит от установок, планов и интересов детей.

Часто в домашнем задании необходимо выучить правила, теоремы, запомнить доказательства и многое другое. Память является необходимейшим условием учения. Она позволяет сохранить присвоенную на более ранних этапах информацию и учитывать её в последующих действиях. Но удержание информации не есть, как это считали раньше, простое пассивное сохранение тех или иных сведений, это активный процесс их включения в систему уже имеющихся знаний субъекта. Поэтому в наши дни память трактуется как функциональная система, интегрирующая последовательно воспринимаемую информацию в целостный образ объективной реальности, который, в свою очередь, оказывает решающее влияние на последующие процессы переработки информации. Запоминание вплетено в процессы активного отражения и действенного освоения человеком мира. Оно ведёт к построению и по мере накопления опыта к перестройке внутренних когнитивных структур, в которых отображается мир и благодаря которым делаются возможными мыслительные (когнитивные) операции. Об этом весьма убедительно говорят новейшие теории памяти.

При постановке домашнего задания следует обращать внимание и на то, что некоторые школьники, в силу постоянного успеха в учебной деятельности, ориентированы на успех, а другие, при постоянных неудачах, ориентированы на неудачу. К ним необходимы разные подходы. Ориентированным на успех необходимо показать, что они ещё не всё умеют, как им кажется, и что следует ещё много работать и не надо торопиться при выполнении заданий, быть внимательными. Ориентированных же на неудачу необходимо подбадривать и давать посильные задания. Об этом говорят и психологические особенности ориентированных на успех и ориентированных на неудачу школьников.

Систематизируя и обобщая изложенные рассуждения, можно выделить следующие основные положения. Во-первых, несмотря на равный интеллект, в учебной и познавательной деятельности, у ориентированных на успех и на неудачу школьников наблюдаются отчетливые различия. Ориентированным на неудачу учение и познание даются несравненно труднее, чем их ориентированным на успех одноклассникам. Лучшие показатели последних определяются тем, что даже при первом знакомстве с новым типом задания они прибегают к более адекватным способам решения, быстрее выделяют существенные признаки, воспринимают за единицу времени большее количество вербальной информации и лучше (полнее и устойчивее) её запоминают. Кроме того, ориентированные на успех раньше и более активно начинают учиться на своих ошибках, отказываются от гипотез, как только убеждаются в их несомненной ошибочности, и быстрее находят оптимальные для определенных классов задач стратегии решения. Дидактический принцип единства и дифференцированности требует от учителей обращать внимание на эти особенности устойчивой мотивации достижения и учитывать их в своей педагогической работе. Отдельные чересчур уверенные в успехе школьники время от времени нуждаются в указании на границы их возможностей, для того чтобы они могли несколько скорректировать нереалистичный образ своего “я”. А их ориентированные на неудачу товарищи испытывают потребность в ободрении, в укреплении веры в себя, в явно выраженном признании их приведших к успеху усилий. Ситуации, когда школьники этих двух типов добиваются одинакового результата, нередко нуждаются в весьма различной психологической оценке, а, следовательно, и в разной педагогической реакции. Во-вторых, при задавании домашней работы учитель должен её мотивировать и объяснять её цели таким образом, чтобы учащиеся стремились выполнить заданную им работу; учитель должен разъяснить дальнейшую необходимость данной работы, её применимость. В-третьих, форма задавания домашней работы должна выбираться с учетом возраста учащихся. И, наконец, учитель должен чётко и понятно давать задание на дом, при этом, не забывая о том, какой объем информации могут усвоит учащиеся за предоставленное время и в соответствии с их возможностями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru