Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Роль домашнего задания в развитии личности учащегося

Страница 4

Неизбежно возникает вопрос: от чего зависит степень проявления и привлечения тех или иных качеств личности в той или иной деятельности, и тут надо помнить о диалектике объективных требований и субъективных предпосылок. Ясно, что различные виды деятельности в зависимости от их содержания, структуры, способа осуществления объективно требуют от личности проявления различных её свойств.

От содержания деятельности зависит, какие именно знания должны быть активизированы или ассоциированы, в каком объеме и на каком уровне абстракции должно это происходить.

Под структурой деятельности следует понимать, какие действия и в какой последовательности необходимо выполнить за время, имеющееся в распоряжении учащихся и которое определяется объективными требованиями к умениям учащихся. В процессе деятельности преимущественно репродуктивного характера происходит в усвоение и переработка информации. А в деятельности продуктивного характера (например, постановка и решение проблемы) доминирует потребность в творческих способностях. Качественная сторона деятельности, например, степень самостоятельности, в значительной мере определяет требования к таким чертам, как сила воли, самодисциплина, сознание ответственности, чувство долга.

Определив объективные требования, выдвигаемые определенными домашними заданиями, нельзя еще полностью ответить на вопрос, в какой степени при этом стимулируются и развиваются личностные качества учащихся. Полный ответ можно найти лишь при соотнесении объективных требований и субъективных возможностей школьников в данный момент. Например, подбирая систему упражнений по какой-либо теме, учитель составляет лесенку сложности, тем самым ученик, решая данные упражнения, проходит все ступени возрастающих трудностей, необходимых для его развития. Задавая домашнее задание, учителю необходимо помнить: повлияет ли данное требование на каждого отдельного ученика ожидаемым образом и как оно соотносится с конкретным уровнем развития этого школьника? Школьники, не овладевшие навыками чтения или основными математическими операциями сложения и деления, будут испытывать гораздо большую нагрузку, чем школьники, у которых эти навыки хорошо отработаны. Отставание в развитии будет расти, если не помочь ребёнку своевременно преодолеть его. Этим учащимся целесообразно дать на дом задание для повторения, осмысления и закрепления умений решать такие задачи.

Для учеников с высокой степенью обучаемости развивающее действие домашнее задание окажет лишь тогда, когда объективные требования несколько завышены (сложные задачи) или иначе акцентированы (например, самостоятельно составить задачу). Вышеизложенные идеи затрагивают один из самых актуальных вопросов современной школы - дифференциация обучения. Учебная деятельность характеризуется чрезвычайно большими индивидуальными различиями. Несомненно, к вопросу дифференцированного подхода в обучении можно подойти с точки зрения индивидуальных различий личностей учащихся, которые изучает дифференциальная психология. Определение дифференциальной психологии дает Гюнтер Клаус в своей книге "Введение в дифференциальную психологию учения": "Дифференциальная психология - отрасль психологии, изучающая психологические различия, как между индивидами, так и между группами людей, причины и последствия этих различий". Знание дифференциальной психологии учения помогает лучше разобраться в особенностях учебной деятельности конкретного школьника и раскрывая возможности для проведения целенаправленных педагогических мероприятий, обеспечивающих наилучший жизненный старт для каждого ребенка.

Индивидуальные различия в учебной деятельности имеют много параметров и значительный диапазон. Прежде всего, к ним относятся различия между людьми, то есть межиндивидуальные различия. Но наряду с ними существуют еще и различия в учебной деятельности одного и того же человека. Эти различия зависят от требований и условий ситуации и называются внутрииндивидуальные особенности. Внутрииндивидуальные особенности и межиндивидуальные различия тесно взаимосвязаны. Нередко хорошие результаты в интересующей школьника области знания оказывают позитивное влияние на другие сферы его деятельности. Целенаправленное наблюдение внутрииндивидуальных особенностей учения позволяет поощрять и учитывать интересы ребенка, соотносить предъявляемые к нему требования с уровнем его успехов.

Каждый ребенок - личность, со своими характером и склонностями и своим отношением к учению. Учение не есть изолированная когнитивная функция, оно представляет собой органическую составную часть сознательной деятельности и, следовательно, в значительной мере является выражением личности действующего субъекта. Кроме того, оно зависит от того, каким образом его конкретные цели встроены в систему более широких целей и перспектив личности. Подобно тому, как каждый человек отличается от других людей степенью выраженности бесчисленного множества особенностей, структурой этих особенностей определяется уникальность каждой личности, бесчисленным множеством особенностей различаются между собой учебные деятельности людей. Основательно или поверхностно учится данный человек, учится он добровольно, по собственному побуждению или же нуждается во внешних стимулах, давлении авторитета или наказании, работает с учебными заданиями планомерно и целенаправленно или же бессистемно, стремится к пониманию или же довольствуется механическим усвоением и действиями на удачу - всё это зависти от особенностей его личности, а также от значимости для человека тех или иных учебных действий и их результатов. Эта значимость определяется соотношением своих установок и перспектив с принимаемыми в качестве обязательных социальными нормами. Это соотношение возвращает нас к социальной обусловленности учения человека, включенности учения в сознательную жизнедеятельность субъекта, приобретающего в результате бесконечного многообразные формы и виды.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Взаимодействие школьников с окружающей средой: субъект-объектный воспитательный анализ
На формирование личнос­ти влияют социальные, экономические, культурно-исторические, поли­тические и прочие обстоятельства, т.е. среда в широком смысле этого слова. Реальная действительность, в условиях которой происходит раз­витие человека, называется средой. В Толковом словаре русского языка даютс ...

Физическая подготовленность
Для исследования физической подготовленности школьников использовались достаточно простые, апробированные и доступные для учителя физической культуры методы. В программу исследования физической подготовленности в условиях школы были введены следующие тесты: 1) прыжок в длину с места; 2) прыжок в вы ...

Эстетическое образование Вальдорфской школы
Родителям и учителям необходимо развивать творческую проницательность при работе с детьми. Индивидуальность скрыта, ее нельзя увидеть при рождении. Например, никто не предполагает, что мать Бетховена знала, что ее сын напишет девять полноценных симфоний, не говоря уже о его последних квартетах. Под ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru