Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Роль домашнего задания в развитии личности учащегося

Страница 1

Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока и активизации учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное место в организации современного процесса обучения, потому что приобретенные учеником знания в процессе личной самостоятельной учебной деятельности более глубоко оседают в его сознании.

Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний. Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, т.е. то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности. С другой стороны - это форма проявления соответствующей деятельности памяти, мышления, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое в конечном счете приводит школьника либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.

Следовательно, самостоятельная работа - это такое средство обучения, которое:

в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче;

при решении познавательных задач вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной информации;

формирует у обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знаний, навыков и умений для решения определенного класса задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;

является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения.

Одной из составляющих самостоятельной учебной работы является домашняя учебная работа. Она дополняет деятельность учащихся на уроках, служит связующим звеном между прошедшим и предстоящим уроками, отличается большей самостоятельностью учащихся, во многом предопределяемой отсутствием учителя при выполнении домашних заданий.

Вернувшись к определению понятия учебной самостоятельной работы, необходимо упомянуть, что существуют различные подходы к определению данного понятия. Проблема самостоятельной работы учащихся и её организации имеет богатую историю и свои традиции её решения. Еще К.Д. Ушинский писал о самостоятельной работе, что это “единственно прочное основание всякого плодовитого учения”. Исследователи этой проблемы вкладывают разный смысл в понятие "самостоятельная работа". Одни рассматривают её как метод обучения, другие - как форму организации познавательной деятельности учащихся, третьи - как средство обучения. По мнению ряда исследователей, самостоятельная работа есть синтез формы учебной деятельности и средства организации познавательной деятельности, вида деятельности и организационной формы. Сопоставляя эти точки зрения, И.В. Харитонова пришла к выводу, что неоднозначность в толковании понятия “самостоятельная работа” у разных исследователей объясняется тем, что они исходят из разных групп признаков, определяющих её сущность: организационных, дидактических, физиологических и других. Объясняется это тем, что самостоятельная работа является предметом дидактики, психологии, методики и т.д. в контексте методики обучения математике самостоятельная работа, есть многогранное явление обучения, которое имеет следующие признаки:

является одной из форм организации обучения;

является одним из видов деятельности;

служит средством обучения;

может быть одной из форм организации познавательной деятельности.

Такое представление самостоятельной работы позволяет рассматривать различные аспекты её функционирования в учебном процессе. Так, если с точки зрения деятельностного подхода самостоятельная работа выступает в качестве самостоятельной деятельности учения и является одним из видов деятельности, то в организации учебного процесса она может выступать как метод, средство или форма обучения. Для понимания сущности самостоятельной работы следует учитывать все её аспекты.

Различные трактовки понятия “самостоятельная работа” обуславливает наличие в учебной литературе различных классификаций видов самостоятельных работ. Они отличаются:

по дидактическим целям;

по уровню самостоятельности учащихся;

по степени индивидуализации;

по форме выполнения;

по месту выполнения.

Анализ педагогической литературы выявил, что одной из распространенных классификаций учебной деятельности школьников является - классификация по овладению системой знаний, умений и навыков (можно отнести к классификации по дидактическим целям). В основе её лежат два взаимосвязанных процесса: репродуктивный и творческий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Роль агрессии в развитии личности
И.А. Фурманов делит агрессивное поведение детей на две формы: А. Социализированная Дети обычно не имеют психических нарушений, у них низкий моральный и волевой уровень регуляции поведения, нравственная нестабильность, игнорирование социальных норм, слабый самоконтроль. Они обычно используют агресси ...

Личностно ориентированная технология
Основным принципом разработки личностно ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Личностно ориентированная технология предполагает максимальную опору на субъектный опыт каждого ученика, его анализ, сра ...

Организация проблемного обучения
Организация проблемного обучения в практике имеет определенные сложности. Основные трудности, по мнению М.И. Махмутова, связаны с недостаточной разработанностью методики организации проблемного обучения в разных типах учебных заведений, сложностью подготовки учебного материала в виде проблемных поз ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru