Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Роль домашнего задания в развитии личности учащегося

Страница 2

Репродуктивный тип самостоятельной учебной деятельности заключается в том, “что человек воспроизводит или повторяет уже раньше создавшиеся и выработанные приёмы поведения или воскрешает следы от прежних впечатлений”.

Творческая деятельность школьников характеризуется тем, что направлена на создание чего-то нового.

Подчеркивая необходимость формирования у школьников творческой деятельности, важно иметь в виду, что элементы продуктивной деятельности, выступая как строительный материал, составляют основу творческой деятельности.

В соответствии с уровнями самостоятельной деятельности учащихся можно выделить четыре типа самостоятельной работы. Рассмотрим их:

1) Воспроизводящая самостоятельная работа по образцу, то есть работа репродуктивного характера, необходима для запоминания способов действий в конкретных ситуациях (признаков понятий, фактов и определений), формирования умений и навыков и их прочного закрепления. Деятельность учеников при выполнении работ такого типа, строго говоря, не совсем самостоятельная, поскольку их самостоятельность ограничивается простым воспроизведением, повторением действий по образцу. Однако роль таких работ велика. Они формируют фундамент для подлинно самостоятельной деятельности. Роль учителя состоит в том, чтобы для каждого ученика определить оптимальный объем работы.

2) Самостоятельная работа реконструктивно-вариативного типа позволяет на основе полученных ранее знаний и данной учителем общей идеи найти самостоятельно конкретные способы решения задачи применительно к данным условиям задания. Самостоятельная работа такого типа приводит школьников к осмысленному переносу знаний в типовые ситуации, учит анализировать события, явления, факты, формирует приёмы и методы познавательной деятельности, способствует развитию внутренних мотивов к познанию, создает условия для развития мыслительной активности школьников.

3) Самостоятельная эвристическая работа формирует умения и навыки поиска решения за пределами известного образца. Как правило, ученик определяет пути решения задачи на основе ранее известных методов. Знания, необходимые для решения, ученик уже имеет, но отобрать их в памяти бывает порой нелегко. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания ученика более гибкими, мобильными, вырабатывают умения, навыки и потребность самообразования.

4) Творческая самостоятельная работа является венцом системы самостоятельной деятельности школьников. Эта деятельность позволяет учащимся получать принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний. Психологи считают, что умственная деятельность школьников при решении проблемных, творческих задач во многом аналогична умственной деятельности творческих и научных работников. Задачи такого типа - одно из самых эффективных средств формирования творческой личности.

В практике обучения каждый тип самостоятельной работы представлен большим разнообразием видов, непосредственно используемых учителем при конструировании самостоятельной домашней учебной деятельности. Наиболее распространенные и эффективные из них будут рассмотрены во второй главе.

Беря за основу классификацию по месту выполнения, выделяют самостоятельную работу учащихся на уроке и самостоятельную домашнюю работу. Домашняя учебная работа в отличии от работы в классе носит характер сугубо индивидуальной самостоятельной деятельности, отличается отсутствием непосредственного руководства учителем. Исходя из дидактического требования учить учащихся на уроке, некоторые педагоги отрицают необходимость домашних заданий ученикам. Такая точка зрения несостоятельна, так как, во-первых, изучение программного материала нельзя ограничить работой в классе, особенно с учащимися старшего школьного возраста, а, во-вторых, домашняя учебная работа имеет большое значение для формирования навыков самостоятельного умственного труда, чувства ответственности за порученное дело, за результаты своего труда.

Учебная домашняя работа способствует формированию воли, характера, учит преодолевать препятствия. Таким образом, самостоятельная домашняя работа учащихся имеет не только образовательное, но и воспитательное значение. Психолого-педагогические основы функционирования домашнего задания в процессе обучения будут рассмотрены в следующих параграфах данной главы.

Велика роль домашнего задания в формировании мыслительной деятельности учащегося. Учитель, сообщая сумму некоторых фактов, одновременно формирует у учащихся умение производить определенные мыслительные операции; знакомя учащихся с мыслительными операциями, он использует для этого фактический материал. Разъединить эти процессы невозможно: они представляют собой единое целое. Изучение - есть одновременно усвоение фактов, с одной стороны, и формирование и совершенствование операций мышления с другой стороны. Необходимо специально учить детей выполнять мыслительные операции на всех этапах учебного процесса, в том числе и при подготовке, выполнении и проверке домашних заданий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Обзор преподавания иностранных языков в г. Кызыле
В г. Кызыле иностранные языки в школах преподаются довольно не плохо. Ученикам и родителям предоставляется на выбор несколько языков - английский, французский или немецкий, а в Государственном лицее преподается и китайский. В школах проводятся различные викторины и праздники на иностранных языках. ...

Занятие по развитию речи в подготовительной группе по теме "Перелетные птицы"
Программное содержание: 1. Познакомить детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют, дать понятие – "насекомоядные", "водоплавающие"; изучить новые понятия (летят: стаей, вереницей, поодиночке, клином); закрепить понятия о сложных словах (насекомоядные – едят на ...

Общение со взрослым, как фактор развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Со временем внимание дошкольников все более привлекают события, происходящие среди окружающих людей. Человеческие отношения, нормы поведения, качества отдельных людей начинают интересовать ребенка даже больше, чем жизнь животных или явления природы. Что можно, а что нельзя, кто добрый, а кто жадный ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru